Russian (CIS)English (United Kingdom)
ГлавнаяКонференцииВторая Международная конференция МГС → Приемка завершенных строительством объектов
Приемка завершенных строительством объектов

Приемка завершенных строительством объектов. Необходимый объем проектной и исполнительской документации. Нормативные документы.Проблемы и пути их решения

 

УДК 351.712.2.031

 

В.М. Плакидюк, заместитель директора

ООО «Связьтехсервис»

 

Гармонизация взаимоотношений заказчика и генподрядчика, генерального подрядчика и субподрядчиков, а также всех выше перечисленных субъектов с надзирающими и контролирующими государственными органами в процессе проектирования, строительства и приемки завершенных строительством объектов базируются на безусловном и неукоснительном выполнении всеми сторонами действующего законодательства.

Зачастую незнание, игнорирование или же неправильная трактовка требований руководящих и регламентирующих документов как со стороны заказчика так и со стороны подрядчика приводят к срыву сроков сдачи объектов, а то и к невозможности их ввода в эксплуатацию.

Рассмотрим основные стадии проектных изыскательских и строительных работ (см. схема № 1), а также наиболее типичные проблемы, возникающие при этом между заказчиком и подрядчиком.

Приведенные на схеме этапы являются основными, но не исчерпывающими – в зависимости от типа строящегося объекта, его месторасположения, экологической, санитарной, авиационной безопасности, поэтому в каждом конкретном случае строительства технология согласований и состав исполнительской документации должен учитывать специфику объекта.

Рассмотрим основные вопросы и проблемы, возникающие при согласованиях, строительстве и приемке в эксплуатацию таких объектов энергетики и связи как ВЛ электропередачи и базовые станции операторов мобильной связи.

Прежде всего, необходимо помнить, что в Украине процедура строительства, согласований и сдачи построенных объектов регламентируется следующими основными документами:

  1. ДСТУ Б А.2.4-4-99(ГОСТ 21.101-97) СПДС. Основные требования к проектной и рабочей документации.
  2. Государственные строительные нормы Украины (ДБН А.2.2-3-2004). «Состав, порядок оформления, согласования и утверждения проектной документации для строительства».
  3. Постановление Кабинета Министров Украины от 01.08.2005 г. № 668 «Об утверждении общих условий заключения и выполнение договоров подряда в капитальном строительстве».
  4. Государственные строительные нормы ДБН А.2.2-4-2003 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений».
  5. Приказ Госстроя от 18.10.2004 г. № 191.
  6. Приказ Госстроя от 27.01.2005 г. № 21.
  7. Документ НПАОП 0.00-4.02-04 «Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов».
  8. Приказ Минтранссвязи Украины от 27.02 2006 г. № 180 «Об утверждении Порядка приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов в отрасли связи».

Особенности подтверждения готовности к эксплуатации законченных строительством объектов со специфическими условиями эксплуатации определяются соответствующими министерствами, другими центральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством регионального строительства (бывший Госстрой Украины) с учетом требований ДСТУ и ДБН.

Рассмотрим основные этапы (стадии), сопутствующие строительству и сдаче в эксплуатацию ВЛ электропередачи и базовых станций мобильных операторов.

I. Идея (бизнес-обоснование) необходимости строительства того или иного объекта. Постановка задачи возникает из потребностей заказчика с учетом его финансовых и иных возможностей, а также внешних факторов.

II. Предпроектные работы. Объем согласований.

На основании задач бизнес-плана заказчик заключает договоры с подрядными организациями на выполнение инженерно-изыскательских работ (геодезические, геологические, гидрологические и климатологические изыскания). Для строительства ВЛ эти работы включают в себя:

- выбор трассы прохождения (топогеодезия) с нанесением санитарного коридора;

- согласование трассы прохождения с местными властями, Государственным департаментом обслуживания воздушного движения Украины («Украэрорух»)- получение заключения, с Министерством транспорта и связи - получение разрешения на строительство, а при пересечении водных объектов – и с Государственным предприятием «Укрводпуть». Для ВЛ класса напряжения выше 110 кВ необходимо согласование НЭК «Укрэнерго».

Для выбора и оформления землеотвода под трассу местными органами исполнительной власти по обращению заказчика создается комиссия, в состав которой входят ответственные представители:

- от заказчика;

- от проектировщика;

- от местного органа землеустройства;

- от исполнительного органа местного самоуправления, в чьем ведении находится участок;

- от органа градостроительства и архитектуры;

- от органа охраны окружающей среды;

- от СЭС.

Земельный участок для строительства ВЛ электропередачи выбирается в соответствии с земельным, водным, лесным и другими законодательством на основании общих (предварительных) сведений о геологических и гидрогеологических условиях трассы с учетом возможного электромагнитного излучения в селитебных зонах и ориентировочной общей оценке влияния объекта на окружающую среду. При необходимости – проводится процедура общественных слушаний.

Акт комиссии подлежит утверждению руководством органа исполнительной власти и должен иметь срок действия.

Для строительства БС мобильных операторов производится поиск (на основании запроса служб радиопланирования) площадок под расположение базовых станций. Комплекс работ включает в себя натурные съемки с целью определения прямых радиорелейных видимостей в указанных радиопланировщиками азимутах, оценка по месту возможности установки того или иного вида АМС (на крыше здания, на земле, необходимой высоты АМС, возможности по энергообеспечению БС и т.п.). Параллельно решается вопрос землеотвода или аренды необходимых площадей. После согласования землеотвода в органах СЭС Минздрава Украины необходимо получить заключение относительно выбора (отведения) земельного участка под застройку (форма № 301/о), в ГП «Украэрорух» - заключение по возможности строительства, а в Государственной авиационной администрации – получение разрешения на строительство объекта.

После проведения инженерных изысканий в требуемом объеме (предпроектные работы) и получение на этой стадии всех необходимых согласований заказчик заключает договор на проектирование. После заключения договора заказчик обязан передать проектной организации задание на проектирование и исходные данные : архитектурно-планировочное задание (АПЗ), технические условия по инженерному обеспечению объекта (ТУ), другие данные в соответствии с ДБН А.2.2-3-2004 (Приложение Г).

 

III. Стадия проектирования. Согласование, экспертиза и утверждение проектной документации.

Согласно требованиям ДБН А.2.2-3-2004 право на разработку проектной документации или ее отдельных разделов предоставляется юридическим и физическим лицам – субъектам хозяйственной деятельности независимо от форм собственности, которые имеют лицензию на этот вид деятельности согласно законодательству.

Порядок и состав проектной документации в зависимости от категории сложности объектов проектирования определен в ДБН А.2.2-3-2004.

Согласованию в местных органах градостроительства и архитектуры подлежат:

- эскизный проект (ЭП);

- ТЭО, ТЭР;

- рабочий проект (РП) – только в части подлежащей утверждению.

На стадии утверждения согласовывается направление сетей инженерных коммуникаций. Утверждению подлежит только одна стадия, определенная в архитектурно-проектном задании (АПЗ).

Согласно п. 9.4. ДБН А.2.2-3-2004 проектная документация, разработанная в соответствии нормативными документами, не подлежит согласованию с органами государственного надзора за исключением случаев, предусмотренных законодательством Украины.

С органами градостроительства и архитектуры необходимо согласование в случае:

- изменение цветового решения фасадов зданий;

- изменение архитектурных решений, которые влияют на характер окружающей застройки, сложившейся ранее;

- изменения конструкторских решений, которые могут вызвать опасные ситуации в будущем (пункт 9.7 ДБН А.2.2-3-2004).

Утверждение проектной документации заказчиком является фактом принятия под его полную ответственность решений, предусмотренных в документации, при этом:

- для всех заказчиков независимо от форм собственности и источника финансирования – перед государством за соблюдение обязательных требований нормативов и нормативных документов, порядка согласования и экспертизы проектной документации;

- для инвесторов (заказчиков) использующих государственные бюджетные и внебюджетные средства, - перед государством за соблюдение требований государственной инвестиционной политики по вопросам рационального использования финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов (п. 9.17 ДБН А.2.2-3-2004).

Таким образом, факт утверждения проектной документации заказчиком является одним из ключевых моментов во взаимоотношениях между подрядной проектной организацией и заказчиком.

IV. Проведение комплексной государственной экспертизы.

Порядок проведения комплексной государственной экспертизы и перечень объектов, утверждение проектов строительства, которых не требует заключения комплексной государственной экспертизы, определяется следующими актами:

- ст. 7 Закона «Об архитектурной деятельности»;

- Постановление КМУ от 11.04.2002 г. № 483 «О порядке утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их комплексной государственной экспертизы» (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями КМУ от 11.03.2004 г. № 313, от 05.04.2006 г. № 427, от 11.05.2006 г. № 663);

- Приказ Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре от 12.11.2003 г. №187 (зарегистрирован в Минюсте 08.12.2003 г. под № 1129/8450).

В настоящее время Минрегионстроем разработан проект постановления КМУ «О порядке утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения их государственной экспертизы». Этим постановлением будет изменен Перечень объектов производственного назначения, для утверждения проектов строительства которых комплексный вывод Государственной экспертизы не является обязательным. Проектом постановления предусматривается проведение государственной экспертизы инвестиционных программ и проектов строительства специализированной государственной экспертной организацией Укргосстройэкспертиза центрального органа исполнительной власти по вопросам строительства и архитектуры и ее местными подразделениями с участием в предусмотренных законодательством случаях экспертных подразделений организаций – соисполнителей комплексной государственной экспертизы. Данное постановление КМУ планируется к принятию до конца 2007 г.

Указанный проект постановления КМУ разработан во исполнение принятого Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления государственного архитектурно-строительного контроля и содействия инвестиционной деятельности в строительстве» от 16.05.07 г. № 1026 – V (вступает в силу с 01.01.2008 г.). Этим Законом обновлены 16 Законов и один декрет. Некоторые новшества незначительны, а другие, напротив, внесут с 1 января 2008 г. внесут значительную коррекцию в механизм согласований строительства. Итак:

- при строительстве любых объектов условной высотой более 73,5 м не обойтись без позитивного комплексного заключения госэкспертизы;

- в отношении тех проектов, для которых госэкспертиза не обязательна, санэпидемэкспертиза также не будет проводиться;

- с 01.01.2008 г. разрешение на строительство, выданное исполкомами местных советов, не дает права на начало строительных работ до тех пор, пока не будет получено разрешение ГАСИ ( ее территориальных органов).

Чтобы эти и другие нормы и положения Закона заработали, необходим еще и специальный механизм его реализации. Разработать его вплоть до мельчайших подробностей обязан Кабинет Министров Украины в трехмесячный срок после опубликования Закона об изменениях (опубликован 25.06.2007 г.). На момент написания материалы был подготовлен только проект соответствующего постановления КМУ, другие подзаконные акты запаздывают.

Поэтому необходимо внимательно отслеживать публикацию всех подзаконных актов, призванных запустить механизм реализации данного Закона, с тем, чтоб с 01.01.2008 г. быть во всеоружии.

Согласно действующему на момент написания этого материала Приказу Госстроя Украины № 187 от 12.11.2003 г. не подлежат проведению комплексной государственной экспертизы в частности проекты таких объектов:

- дообустройство существующих комплексов зданий и сооружений приемно-передающими устройствами радиорелейной, спутниковой и оптиковолоконной связи, узлами допуска к общим информационным системам и специальным системам защиты информации (п.1.6. Приказа).

Таким образом, при обустройстве второго стандарта приемо-передающего устройства на существующих башнях и мачтах мобильной связи и установке базовых станций на крышах существующих зданий проходить комплексную государственную экспертизу перед утверждением соответствующей проектно-сметной документации нет необходимости.

Проекты строительства ВЛ электропередачи подлежат комплексной государственной экспертизе.

При наличии положительного заключения комплексной государственной экспертизы, а также решения органа градостроительства и архитектуры о согласовании проекта, происходит окончательное утверждение проекта заказчиком. На основании этого утверждения проектной организацией разрабатывается рабочая документация (в соответствии с требованиями п. 7 ДБН А.2.2-32004) для выполнения подрядчиком строительно-монтажных работ.

V. Осуществление авторского надзора.

Порядок и правила осуществления авторского надзора за соблюдением требований проектной документации регулируются такими нормативными актами:

- ДБН А.2.2-4-2003 Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений;

- постановление КМУ от 01.08.2005 г. № 668.

Этими документами предусматривается, в частности, что авторский надзор необходимо осуществлять на основании договора, заключенного заказчиком с проектной организацией на весь период строительства (п. 2.1. Положения…); к договору на осуществление авторского надзора необходимо приложить план-график посещений, смету затрат, включая оплату услуг специалистов, осуществляющих авторский надзор, транспорта, квартирных, командировочных (п.2.6. Положения…).

На практике зачастую приходится сталкиваться со случаями непонимания этих требований со стороны заказчика.

Заказчик стремится возложить обязанности проведения авторского надзора за строительством на подрядную проектную организацию автоматически и без всякой оплаты. Это довольно распространенное заблуждение. Заказчикам следует помнить п.1.3. Положения об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений, гласящий:

«Для оформления разрешения на выполнение строительных работ заказчик передает в органы Государственного архитектурно-строительного контроля экземпляр приказа проектных организаций о проведении авторского надзора с перечнем ответственных лиц и указанием договора с заказчиком (приказ Госстроя от 05.12.2000 г. № 273)», так что в случае, если разрешение на выполнение строительных работ заказчиком было получено, строительные работы выполнены, а проектная организация отказывается задним числом оформлять авторский надзор, поскольку договор с ней заключен не был, деньги не получены, то закон полностью на стороне подрядной проектной организации. Итогом может быть невозможность сдачи заказчиком в эксплуатацию завершенных строительством объектов. Экономия сравнительно копеечных затрат на оплату авторского надзора и потеря десятков и сотен тысяч гривень из-за вынужденного простоя объекта – вот к какому результату может привести уверенность в том, что « заказчик всегда прав» и нежелание «изучать матчасть». Если конфликт в описанной ситуации заходит слишком далеко, то заказчику не остается иного выхода, как искать стороннюю специализированную проектную организацию, заключать с ней договор и исправлять ситуацию. В общем-то, нормативными актами допускается выполнение авторского надзора не той организацией, которая разрабатывала проектную документацию. Но и в этом случае – договор на авторский надзор с ней должен быть заключен, и заключен до начала строительных работ. Иначе это грозит для такого предприятия аннулированием лицензии на проектные работы (как минимум).

VI. Строительство объекта.

К строительству объекта приступают после оформления разрешения на выполнение строительных работ – документа, удостоверяющего право заказчика и подрядчика на выполнение строительных работ, подключение объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям, выдачу ордеров на проведение земляных работ. Такое разрешение, в соответствии со статьями 24 и 29 Закона Украины «О планировании и застройке территории» предоставляется на основании решения сессии органа местного самоуправления и регистрируется Инспекциями государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК).

К сожалению, иногда приходится наблюдать нецивилизованные факты начала строительства (и даже его завершения!!!) без должного оформления заказчиком землеотвода и разрешения на строительство. Чаще всего этим грешат заказчики – операторы мобильной связи, стремясь получить сиюминутную выгоду, обеспечить покрытие сигналом сотовой связи определенной территории раньше конкурентов. Как правило, заканчивается такая непрофессиональная и нецивилизованная деятельность одним и тем же: контролирующие органы инициируют возбуждение уголовных и административных дел по вскрытым фактам, штрафуют, лишают лицензии, останавливают работу базовых станций. В итоге заказчикам приходится вторично нанимать подрядные организации для исправления ситуации.

Зачастую требуется проведение экспертизы технического состояния объекта, расчетов несущей способности, обследования фундаментов, а при отсутствии актов скрытых работ – проведение специальной экспертизы фундаментов, восстановление технической и проектно-сметной документации в полном объеме.

На выполнение комплекса работ необходимо время подрядчика и деньги заказчика, причем в большем размере, чем они были якобы «сэкономлены» до того.

Нужно отметить, что в последнее время подобных методов ведения строительства объектов становится все меньше. Процесс постепенно переходит в цивилизованное русло, и от этого в выигрыше все: и инвесторы, и государство, и потребители конечных услуг, и заказчики и подрядчики.

В том случае, если строительство ведется в полном соответствии с действующими нормативными актами и в рамках заключенных договоров подряда, а договоры подряда оформлены в четком соответствии с Общими условиями заключения и выполнения договоров подряда в строительстве, утвержденными Постановлением КМУ от 01.08.2005 г. № 668, особых проблем и конфликтов между заказчиком и подрядчиком не возникает. Авторский надзор за строительством ведется, соответствие технологических, архитектурно-строительных и иных технических решений объекта строительства решениям, предусмотренным в утвержденной проектной документации, соблюдается, осмотр скрытых работ ведется, акты составляются, журнал авторского

 

надзора заполняется, правила техники безопасности соблюдаются, утвержденный график работ выполняется и, если не возникает никаких форс-мажорных обстоятельств, то наступает следующий этап в процессе строительства: прием-пердача завершенных строительством объектов.

VII. Порядок приемки в эксплуатацию завершенных строительством объектов.

Порядок приема-передачи завершенных строительством объектов определяется такими нормативными актами:

- постановление КМУ от 22 сентября 2004 г. №1243 «О Порядке приема в эксплуатацию завершенных строительством объектов».

-постановление КМУ от 01 августа 2005 г. № 668 «Об утверждении Общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве» (раздел «Прием-передача завершенных работ (объекта строительства)).

Ранее этот Порядок регулировался ДБН А.3.1-3-94, (в настоящее время – документ упразднен официально).

На какие же моменты следует особо обратить внимание заказчику и подрядчику во время приема-передачи в эксплуатацию завершенных строительством объектов?

Прежде всего, нужно четко усвоить, в чем состоит факт приема в эксплуатацию завершенных строительством объектов:

- «Прием в эксплуатацию завершенных строительством объектов состоит в подтверждении государственными приемными комиссиями готовности к эксплуатации объектов нового строительства, реконструкции, реставрации, капитального ремонта строений и сооружений как жилищно-общественного, так и производственного назначения, инженерных сетей и сооружений, транспортных магистралей, отдельных очередей пусковых комплексов (далее – завершенные строительством объекты), их инженерно-технического оснащения в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией, нормативными требованиями, исходными данными на проектирование» (см. п.1 Порядка приема в эксплуатацию завершенных строительством объектов).

Обязанность инициировать оформление Акта государственной комиссии по приему в эксплуатацию завершенного строительством объекта возлагается на заказчика. Именно заказчик обязан после получения уведомления от генерального подрядчика об окончании строительством объекта, а по объектам, которые предварительно принимаются рабочими комиссиями, после подписания акта рабочей комиссии обратиться в течение 5 дней в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, с предложением об организации государственной приемной комиссии (см. п. 13.Порядка приема в эксплуатацию завершенных строительством объектов).

Постановлением КМУ от 01.08.2005 г. определяются взаимоотношение заказчика и подрядчика в части передачи завершенных строительством работ (объекта строительства);

П. 91 «Передача завершенных работ (объекта строительства) подрядчиком и прием их заказчиком оформляется актом приема-передачи».

С чем зачастую на практике сталкивается подрядчик, причем, не обязательно генеральный? Зачастую заказчик требует от подрядчика полного оформления Акта государственной приемной комиссии и только после этого подписывает двухсторонний акт с подрядчиком. Когда у подрядчика возникает законный вопрос: «А как же мы и Вы потом объясните, что дата подписания Акта государственной комиссии более ранняя, чем дата на внутреннем двухстороннем акте?», то у заказчика рождается гениальное предложение: «А Вы решите опрос со всеми остальными членами государственной комиссии, чтоб они вообще дату не ставили!». И некуда подрядчику деваться, идет и решает. А, как известно, подобные «решения» влекут за собой дополнительную трату времени, денег и здоровья.

В таком случае возникает интересная коллизия. Пункт 95 Постановления от 01.08.2005 г. № 668 гласит: «Право собственности на завершенные работы (объект строительства) переходят к заказчику с момента подписания акта приема-передачи»,

Теперь представьте себе на секунду, что подрядчик не подписывает этот акт приема-передачи (какое-то время или вообще). Что происходит в итоге? Акт госкомиссии подписан, заказчик эксплуатирует объект, в полной уверенности, что все в порядке, а объект на этот момент ему не принадлежит. Здесь уже открывается некоторое поле для работы юристов. Конечно, на практике подрядчик чаще всего старается не портить хорошие отношения с заказчиком и не доводит ситуацию до судебных разбирательств. Но смоделированная выше ситуация показывает, что заставляя одну из сторон договорного процесса идти на нецивилизованные, и иногда и неправовые уступки, другая сторона тоже становиться уязвимой (юридически и финансово).

Вывод один: всем сторонам договорного процесса следует чтить букву закона, внимательно изучать руководящие документы и чаще встречаться на специализированных семинарах и конференциях, обмениваться своими знаниями и мнениями, спорить и находить истину.

Схема № 1

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ

СОГЛАСОВАНИЯ ПРОЕКТА, ОТВОДА ЗЕМЛИ

И СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТА

 

 

 

 

 



Фото-3
Печи
Фото-3


Сейчас 92 гостей онлайн
Применение полимерных стоек, как опор ВЛ, в ближайшие 10 лет:
 
Locations of visitors to this page