Russian (CIS)English (United Kingdom)
ГлавнаяКонференцииВторая Международная конференция МГС → Разработка проектов организации работ, проектов производства работ, технологических карт
Разработка проектов организации работ, проектов производства работ, технологических карт

Готвянский Виктор Васильевич, инженер ОАО "ПРОМиК"

 

УДК 624.04

 

1. Общие положения.

До начала строительно-монтажных работ в обязательном порядке должна быть проведена комплексная инженерная подготовка строительного производства, одной из составных частей которой является разработка ПОС в составе проектно-сметной документации, а также ППР, разрабатываемых генеральным подрядчиком на основании технических решений, предусмотренных проектом.

Основным нормативным документом при строительстве объектов являются ДБН (или строительные нормы и правила - СНиП). В них освещены вопросы организации, управления и экономики, нормы проектирования, организация производства и приёмки работ, сметные нормы, нормы затрат материальных и трудовых ресурсов и другие вопросы.

Каждое строительство должно быть обеспечено: ПОС, ППР и ТК, которые предназначены для внедрения в строительство высокопроизводительных безопасных методов производства работ с целью повышения качества строительства, снижения численности рабочих, сокращения сроков строительства, повышения производительности труда. Выполнение строительно-монтажных работ разрешается только при утвержденных ПОС и ППР.

ПОС и ППР должны основываться на опыте и достижениях строительной науки и техники, учитывать совмещение общестроительных, монтажных и специальных работ. Для сложных объектов ПОС и ППР должны разрабатываться на основе вариантной проработки основных решений с расчетом сравнительной эффективности вариантов.

ТК являются основными конструктивными данными для производителя работ.

 

 

2. Состав, содержание, порядок разработки ПОС, ППР, ТК.

 

2.1. Проект организации строительства (ПОС).

 

ПОС разрабатывается проектной организацией на полный объем строительства и является неотъемлемой частью рабочего проекта, служит основой для распределения капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ по периодам строительства, обеспечения строительными кадрами, материально-техническими ресурсами, техникой и другими ресурсами, а также для обоснования продолжительности и сметной стоимости строительства. При строительстве объекта по очередям ПОС первой очереди разрабатывается с учетом строительства на полный объем работ.

ПОС в обязательном порядке согласовывается с генподрядной строительно-монтажной организацией, согласно п. 5.2 инструкции СН 202-81*.

ПОС должны быть определены:

- оптимальная продолжительность строительства объекта, сроки поставки основного

оборудования,

- объемы капитальных вложений по годам или по кварталам,

- сроки, состав, объем и последовательность выполнения работ подготовительного и основного

периодов, в том числе геодезических разбивочных работ,

- потребность в строительном оборудовании, конструкциях, деталях, полуфабрикатах, основных

строительных материалах, а также сроки их поставки,

- технологические схемы производства строительно-монтажных работ, в т.ч. методы проведения

геодезических работ,

- потребность в основных строительных машинах, механизмах и транспортных средствах,

- вопросы развития или организации производственной базы строительной организации,

- состав и месторасположение временных зданий и сооружений,

- мероприятия по созданию безопасности и нормальных санитарно-технических условий труда,

- структура организации, осуществляющей строительство с учетом диспетчерского управления

строительством, а также необходимость привлечения специализированных организаций для

выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ.

 

Состав ПОС.

Для сложных объектов в состав ПОС, согласно Инструкции СН 47-74 , включаются разделы:

-пояснительная записка, с характеристикой условий строительства, обоснование потребности в рабочих кадрах, в основных строительных машинах и механизмах, в транспортных средствах, погрузочно-разгрузочных машинах, в жилье и объектах соцкультбыта,

-календарный план строительства, где определены сроки и очередность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, технологических узлов и этапов работ с распределением капитальных вложений и объемов строительно-монтажных работ по периодам строительства,

-стройгенпланы для подготовительного и основного периодов строительства с расположением мест временных зданий и сооружений, инженерных сетей и мест подключения временных инженерных коммуникаций; постоянных и временных ж\д, автодорог и др. подъездных путей для транспортировки материалов, оборудования, автотранспортной техники,

-ведомость объемов строительных, монтажных и специальных работ с выделением работ по отдельным объектам, пусковым комплексам и периодам строительства,

-графики потребности в строительных конструкциях, изделиях, материалах и оборудовании, а также в основных строительных машинах и рабочих кадрах в целом.

ПОС для несложных объектов составляется в сокращенном объеме и состоит из:

-календарного плана строительства с выделением работ подготовительного периода, строительного генерального плана, ведомости объемов строительных, монтажных и специальных работ, графиков потребности в материалах, строительных машинах и механизмах, краткой пояснительной записки.

 

Проект производства работ (ППР).

 

ППР составляются на основе решений, принятых в ПОС учетом плана организационно-технических мероприятий строительно-монтажной организации и служат руководством для организации и производства работ, а также для оперативного планирования, контроля и учета строительного производства.

Большое внимание надлежит обращать на требования охраны труда, пожаро- и взрывобезопас-ности и охраны окружающей среды.

Для особо сложных объектов и новых видов работ, при отсутствии типовых инвентарных монтажных приспособлений, в состав ППР может включаться разработка рабочих чертежей нетиповых приспособлений. Рабочие чертежи которых должны выполняться в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации.

При работах на реконструируемых объектах, разрабатываемые ППР согласовываются и утверждаются эксплуатирующей организацией. В таких ППР необходимо указывать порядок допуска, проведения и окончания работ, а также график отключения действующих электроустановок, с указанием наименований ячеек, отходящих ВЛ и других присоединений, которые необходимо отключить для обеспечения безопасности персонала.

В ППР должны быть учтены сроки строительства объекта и установлены очередность строительно-монтажных работ, мероприятия подготовительного периода, график поступления на объект конструкций, материалов и оборудования, потребность в рабочих, материальных и энергоресурсах; потребность в строительных механизмах, транспортных средствах и порядок их использования.

Ответственность за технические решения принятые в ППР несет автор-разработчик, за внедрение и выполнение этих работ в соответствии с ППР несет главный инженер строительной организации и линейный персонал строительного подразделения.

 

 

По степени сложности ППР подразделяются :

Несложные , выполнение учтенных в них работ осуществляется одной комплексной бригадой, состоящей из специализированных звеньев.

Средней сложности , выполнение учтенных в них работ осуществляется отдельным прорабским участком в составе 2-3-х специализированных бригад.

Особо сложные , отличаются от остальных разнообразием и большими объемами работ, выполнение учтенных в них работ осуществляется последовательными очередями специализированными предприятиями, с участием субподрядных организаций.

ППР субподрядных организаций на отдельные виды работ разрабатываются, рассматриваются и утверждаются главным инженером генподрядной организации.

 

Порядок разработки и утверждения ППР.

ППР разрабатывается на основании:

-утвержденного проектного задания,

-рабочих чертежей и смет, ПОС,

-директивных сроков строительства,

-планов комплектования материалами, изделиями, оборудованием,

-данных о наличии машин и механизмов, о рабочих кадрах и

организационной структуре строительства,

-транспортной схемы, учтенной в ПОС,

-схем комплексной механизации отдельных процессов,

-типовых монтажных приспособлений и оснастки,

в случаях, когда методы работ , принятые в ППР вызывают изменения отдельных конструктивных решений объекта , он должен согласовываться с генпроектной организацией.

 

 

В состав ППР включаются:

-календарный план производства работ по объекту, в котором устанавливается последователь-ность и сроки выполнения работ, нормативное время работы строительных машин, определяется потребность в трудовых ресурсах и средствах механизации , выделяются этапы и комплексы работ, поручаемые бригадам,

-при необходимости строительный генеральный план с указанием границ строительной площадки, действующих и временных подземных, надземных и воздушных сетей и коммуникаций, постоян-ных и временных дорог, схем движения транспортных средств, опасных зон и зон выполнения работ повышенной опасности,

- технологические карты на выполнение отдельных видов работ,

-решения по технике безопасности,

- при необходимости мероприятия по выполнению работ вахтовым методом, включающие графики работы, режимов труда и отдыха.

-перечень технологического инвентаря и монтажной оснастки, а также схемы строповки грузов.

 

 

2.3. Технологические карты (ТК).

 

Основными конструктивными данными для производителя работ являются технологические карты. Они служат основанием для оперативного декадно-суточного планирования работ, предназначены в качестве пособия при проектировании проекта производства работ на строительстве объекта.

 

В строительстве различают следующие виды технологических карт:

-ТК , не привязанные к строящемуся объекту. Такие карты издаются в виде сборников или альбомов.

-ТК , которые привязаны к определённому объекту, но не привязаны к местным условиям. Такие карты издаются в виде отдельных сборников или входят в состав ППР.

-рабочие ТК, привязанные к объекту и к местным условиям строительства. На строительный объект эти карты направляют вместе с ППР.

Для несложных и средней сложности объектов следует применять типовые технологические карты, для особо сложных объектов могут разрабатываться поузловые технологические модели строительства в составе ППР. Индивидуальные ТК разрабатываются автором ППР. Содержание, объем и методика разработки этих ТК должны соответствовать «Руководству по разработке типовых ТК в строительстве».

 

ТК содержат следующие разделы:

- область применения, с краткой характеристикой условий и особенностей производства работ.

- технико-экономические показатели строительного производства (трудоёмкость, выработка на одного рабочего в смену, затраты машино-смен и энергоресурсов).

- организация и технология строительного процесса (схемы организации работ и рабочих мест с указанием фронта работ, перемещений техники и бригад рабочих, основные указания о последовательности и методах производства работ, требования по технике безопасности).

-организация и методы труда рабочих , согласно графика выполнения работ:

 

График выполнения работ

 

 

№№

п\п

 

 

Вид работ

 

 

Един.

измер.

 

 

Объем работ

Трудоёмкость

Состав бригады

График работ

На единицу измер.,

чел.-час

На весь объем,

Чел.-дни

Профессия,

разряд

Кол-во

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объемы работ в графике определяются по рабочим чертежам. Нормы времени принимаются по ЕНиР, количество рабочих в бригаде устанавливают с учетом возможного перевыполнения норм, продолжительность работ показывают в часах или днях, в зависимости от объема и продолжительности работ.

 

-Материально-технические ресурсы, согласно таблиц:

 

Основные материалы, полуфабрикаты, строительные детали и конструкции.

№№

п\п

Наименование

Марка

Един.

измер.

Количество

 

 

 

 

 

 

Машины, оборудование, механизированный инструмент, инвентарь и приспособления.

№№

п\п

Наименование

Тип

Марка

Количество

Техническая

характеристика

 

 

 

 

 

 

 

-Калькуляция трудовых затрат для типовых технологических карт в типовых ППР расчитывается по ЕНиР без применения районных коэффициентов и учитываются в следующей таблице:

№№

п\п

основание

Вид работ

Состав бригады

Единица измерений

Объем работ

На единицу

На весь объем

Норма времени

расценка

Трудоёмкость

Чел.-час

Суммарн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В недавнем прошлом ТК разрабатывались несколькими ведущими организациями в основном по заданиям отраслевых министерств.

Например, в семидесятых годах ушедшего века всесоюзным институтом по проектированию организации энергетического строительства «ОРГЭНЕРГОСТРОЙ» (при Министерстве энергетики и электрификации СССР) на основании схем фундаментов, выданных Северо-Западным Отделением института «Энергосетьпроект», разработаны технологические карты на монтаж фундаментов под унифицированные металлические опоры ВЛ 35-110-220-330кВ, а также множество ТК на другие типовые виды работ (монтаж металлических, ж/бетонных опор и порталов, проводов, грозозащитных тросов и т.п.).

 

 

 

В восьмидесятых годах прошлого века на территории СССР начинается разработка и производство опор МГС - опор нового типа на многогранных гнутых стойках, что отмечено в пособии к СНиП 23-81* «Стальные конструкции».

Общий план проведения работ по строительству и реконструкции ЛЭП на базе МГС не отличается от традиционного, но имеет свою специфику.

 

Сборка и монтаж опор МГС в стесненных условиях.

Опоры на базе МГС по максимально раскрывают свои преимущества в стесненных условиях городских и промышленных застроек. При этом, конструкция опор не позволяет применять традиционные методы монтажа. Ограниченное пространство для сборки и монтажа конструкций опор не дает возможности складировать элементы конструкций на специально оборудованных строительных площадках в непосредственной близости от точки установки и использовать мощную спецтехнику для монтажа конструкций. Если ещё учесть индивидуальную конструкцию опор, продиктованную задачей увеличения пропускной способности участков ВЛ в рамках одного проекта строительства и реконструкции, то задача разработки проекта организации строительства, проекта производства работ и технологических карт становится похожей на шахматную партию, не включенную в классические руководства, инструкции и архивы, которую придется разыграть проектной организации и вместе с генподрядчиком закончить её сдачей готового к эксплуатации объекта строительства.

Вышесказанное больше относится к тяжелым многоцепным опорам, наиболее эффективным в при прохождении ВЛ по густозастроенным территориям.

Проект организации строительства ППР и ТК в данном случае требуют индивидуального подхода –

в рамках одной ВЛ однотипные опоры по пространственной ситуации на пикетах требуют различные методы сборки и монтажа. Учесть все варианты заранее нельзя, типовая документация для железобетонных и решетчатых опор не применима в данном случае, приходится накапливать опыт и документацию в процессе работы, проходя весь путь «с листа».

Нашей организацией производится комплекс работ по проектированию и монтажу воздушных линий электропередач на опорах разных типов, в том числе разрабатываются ТК на монтаж опор МГС. В процессе испытаний на полигоне, монтажа в условиях трассы ВЛ производится корректировка конструкций опор, технологических карт по их монтажу и другой технической документации.

 

Сборка и монтаж переходных опор.

В процессе создания отдельных сложных опор на базе МГС для прохождения водных преград, одновременно с прохождением ВЛ по густо застроенной территории, отрабатываются алгоритмы сборки и монтажа, ранее применяемые на особо сложных объектах:

- монтаж элементов конструкций методом наращивания при помощи подвесного ползучего крана, индивидуально разработанного и адаптированного к конкретному типу опор;

- поэлементная сборка конструкций на высоте, требующая математической точности организации работ, высокой квалификации персонала, а также разработки дополнительных устройств и приспособлений;

- четкого выполнения требований технологии установки опор (защита антикоррозионного покрытия во время монтажа, соблюдение допустимых моментов и нагрузок при монтаже с использованием крепления к элементам частично смонтированной конструкции, гидроизоляция элементов конструкций, демонтаж многократно используемых подъемных механизмов, устройств и приспособлений и проч.).

 

Все эти наработки призваны стать повседневным опытом работы, а также подробно описаны в разрешительной и технической документации с последующим изданием в узаконенном виде типовых ППР и ТК.

 

 

Учитывая вышеизложенное, надеюсь, что наш скромный производственный опыт в разработке проектов организации работ, ТК и ППР, являясь составной частью комплексной инженерной подготовки строительного производства, поможет учесть многие нюансы оперативного планирования, контроля и учета строительства производства.

 





Сейчас 63 гостей онлайн
Применение полимерных стоек, как опор ВЛ, в ближайшие 10 лет:
 
Locations of visitors to this page