Russian (CIS)English (United Kingdom)
ГлавнаяКонференцииПятая Международная конференция МГС → Применение стальных опор в сетях ЕНЭС РФ
Применение стальных опор в сетях ЕНЭС РФ

УДК 621.315.17

 

Применение стальных опор в сетях ЕНЭС Российской Федерации

Сенькин Н.А., ОАО «ФСК ЕЭС», к.т.н.

 

Федеральная Сетевая Компания Единой Энергетической Системы (ОАО «ФСК ЕЭС») последовательно реализует масштабные инвестиционные проекты при строительстве, техническом перевооружении и реконструкции воздушных линий электропередачи (ВЛ) Единой национальной электрической сети (ЕНЭС) в целях минимизации сроков строительства и затрат за счет ускорения инвестиционного цикла при внедрении новой техники и технологий, разрабатываемых в ходе инновационных проектов.

На строящихся и реконструируемых объектах ЕНЭС внедряются результаты Целевых научно-технических проектов и инновационных программ ОАО «ФСК ЕЭС» по разработке современного эффективного оборудования, конструкций и технологий проектирования и строительства ВЛ на основе широкого применения новых материалов, изделий и конструкций, использования высокопроизводительной современной техники, радикального технического переоснащения заводов-изготовителей.

Разработаны новые стандарты организации и нормативно-технические документы, достаточные для проектирования и строительства ВЛ на стальных многогранных опорах и прогрессивных фундаментах, обеспечена возможность их широкого применения на объектах Инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС».

1. Новые нормативно-технические документы

«Положение о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС» согласуется с общей стратегией развития ЕНЭС на перспективу, определяя позитивное воздействие новой техники и современных технологий на все компоненты ВЛ (провода, грозозащитные тросы, линейная арматура и изоляция, опоры и фундаменты и др.), обеспечивая повышение качества передачи электроэнергии, надежности и устойчивости работы ЕНЭС [1].

Выполнены Целевые научно-технические программы, предусматривающие разработку нового оборудования, модернизацию технологий проектирования и строительства ВЛ 220-500 кВ, а также разработку новых Стандартов организации (СТО) и нормативно-технической документации (НТД) ОАО «ФСК ЕЭС»: «Создание и внедрение стальных многогранных опор для ВЛ 35-500 кВ»; «Унификация фундаментов для электросетевых объектов в связи с внедрением новых индустриальных способов скоростного строительства ВЛ и ПС»; «Совершенствование нормативно-технического обеспечения электросетевого комплекса с разработкой и пересмотром НТД».

Под руководством Департамента систем передачи и преобразования электроэнергии (ДСПиПЭ) ОАО «ФСК ЕЭС» силами ОАО «СевЗапНТЦ», ОАО «НТЦэлектроэнергетики», филиала ОАО «Инженерный Центр ЕЭС» - «Фирма ОРГРЭС», ОАО «Институт Энергосетьпроект», в частности, разработаны следующие НТД: «Проектирование многогранных опор и фундаментов к ним для ВЛ 110-500 кВ», «Методические указания по оценке эффективности применения стальных многогранных опор (СМО) и фундаментов для ВЛ 35-500 кВ», «Отраслевые элементные сметные нормы и единичные расценки по монтажу многогранных опор ВЛ напряжением 110 – 500 кВ и фундаментов к ним», «Нормы проектирования свайных фундаментов», «Нормы проектирования поверхностных фундаментов», «Каталоги на типовые серии СМО для ВЛ 110-500 кВ», «Каталоги типовых технических решений по закреплению СМО в грунте для ВЛ 35-500 кВ», «Методические указания по применению свай открытого профиля», «Технические требования к машинам и механизмам для сооружения свайных фундаментов», «Технологические карты по монтажу опор и сооружению фундаментов для СМО 35-500 кВ», «Методические указания по защите от коррозии металлоконструкций ВЛ и ОРУ ПС» и т.д.(

Указанные СТО и НТД выполнены по базовым нормам, используемым в практике современного электросетевого проектирования и строительства: «Положение о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС», «Нормы технологического проектирования ВЛ 35-750 кВ. СТО56947007-29.240.55.016-2008 (НТП-2008)», «Правила устройства электроустановок 7-го издания (ПУЭ-7)».

 

2. Стальные многогранные опоры

Первые отечественные СМО разработаны Северо-Западным отделением Института «Энергосетьпроект» в начале 1980-х, изготовлены на Волжском заводе металлоконструкций, установлены на северных ВЛ 110-220 кВ Тюменской области. Но в связи с отсутствием необходимого оборудования для качественного отечественного производства гнутосварных стальных конструкций, масштабное применение остановилось на уровне локального внедрения [2].

Наступивший период активного применения в ЕНЭС стальных опор нового типа, прежде всего многогранных опор, и фундаментов к ним можно определить как знаковый этап в истории отечественного электросетевого строительства, отличающийся высоким уровнем техники и технологии проектирования и сооружения ВЛ. Прогнозируется, что интенсивное применение стальных опор нового типа по сравнению с конструкциями традиционных опор, разработанных в исторические периоды массового электросетевого строительства на стальных решетчатых опорах (СРО), железобетонных центрифугированных стойках и деревянных опорах, обеспечит ускоренный ввод ВЛ в эксплуатацию, значительное сокращение трудозатрат при строительстве и затрат при эксплуатации ВЛ.

Современное оборудование для изготовления высококачественных СМО в России появилось в 2003 году, благодаря активной инициативе ОАО «Опытный завод «Гидромонтаж», а первая современная многогогранная опора в ОАО «ФСК ЕЭС» типа ПМ110-1Ф установлена 01.12.2005 в Костромской области на ВЛ 110 кВ «Мантурово–Кроностар» общей длиной 119 км. СМО и фундаменты для данной ВЛ являются совместной успешной разработкой ОАО «НТЦэлектроэнергетики» - «РОСЭП» и ОАО «СевЗапНТЦ» - ПЦ «Севзапэнергосетьпроект». Проектирование данной ВЛ выполнено ОАО «ИЦЭ Поволжья» - «НижегородскЭСП». СМО типа ПМ110-1Ф изготовлены ОАО «Опытный завод «Гидромонтаж», а строительство ВЛ 110 кВ - ОАО «Уралэлектросетьстрой». Проект выполнен всего за три месяца, параллельно велось изготовление и строительство, а линия введена в эксплуатацию 1 апреля 2006 года, являя миру высокие достоинства скоростной системы проектирования и строительства ВЛ с применением СМО.
В 2006-2009 годах в соответствии с Целевой научно-технической программой «Создание и внедрение стальных многогранных опор для ВЛ 35-500 кВ» под началом ДСПиПЭ выполнен основной объем работ по разработке и аттестации отечественных СМО. В рамках Программы объединенными усилиями научных и инженерно-технических коллективов ведущих проектно-производственных организаций (ОАО «СевЗапНТЦ» - ПЦ «Севзапэнергосетьпроект», филиалов ОАО «НТЦ Электроэнергетики»-«РОСЭП» и «СибНИИЭ», ОАО «Опытный завод «Гидромонтаж», ОАО «ИЦ ЕЭС» - «Фирма ОРГРЭС») разработаны базовые серии СМО для применения на ВЛ 110-500 кВ.

В 2007 году в Москве в стесненных условиях ПС «Западная» установлены 4-х цепные СМО на заходах ВЛ 110-220 кВ длиной 6,2 км. В 2008-2009 годах в МЭС Юга построена ВЛ 220 кВ «Краснодарская ТЭЦ – ПС Яблоновская – ПС Афипская» общей протяженностью около 50 км с применением СМО, а в Санкт-Петербурге выполнена реконструкция ВЛ 220 кВ «Восточная – Волхов-Северная» с переводом на двухцепную ВЛ 330 кВ протяженностью 16,3 км, промежуточные опоры которой выполнены на СМО. В настоящее время указанные ВЛ находятся в условиях нормальной эксплуатации, проявляя преимущества многогранных опор в сравнении с типовыми решетчатыми опорами «старой унификации», прежде всего, это повышенный эксплуатационный ресурс (коррозионностойкое и антивандальное исполнение), минимизация землеотвода, опирание на быстровозводимые фундаменты (сваи-оболочки, буронабивные сваи, винтовые сваи, анкерные заделки), высокая степень адаптации к условиям трассы, значительное сокращение сроков и стоимости строительства и проектирования [3,4,5].

В связи с модульным исполнением при соответствующем технологическом сопровождении применение многогранных опор рационально в качестве мобильного резерва на аварийно-восстановительных работах на ВЛ различного класса напряжения 110-750 кВ [5].

В конце 2009 года на испытательном полигоне ЦИВЛ в Хотьково успешно завершены аттестационные натурные испытания промежуточных стальных опор 2МП500-1В и 2МП330-1 принципиально новой П-образной конструкции. Рамное исполнение, дополненное предварительно-напряженными внутренними связями, с двумя стальными многогранными стойками, перераспределяющими значительный опорный изгибающий момент на две фундаментные заделки, позволяет существенно снизить деформативность, сократить поперечные размеры, массу опоры и фундаментов, приводя их к проверенным на практике, технологичным и широко применяемым решениям многогранных одностоечных опор и фундаментов для ВЛ 110-220 кВ.

Следует привести примеры экономической эффективности от применения СМО в реальных проектах Инвестиционной программы ОАО «ФСК ЕЭС». Так по расчетам ОАО «СевЗапНТЦ» на ВЛ 220 кВ «Печорская ГРЭС – Ухта – Микунь» при массовом применении СМО типа ПМ220-1М, устанавливаемой на стальную буроопускную сваю-оболочку, стоимость строительства снижается на 14,5% по сравнению с традиционным решением по «старой унификации» (СРО типа П220-3 на грибовидных подножниках). По примеру расчета экономического эффекта, представленному в «Методических указаниях по оценке эффективности применения СМО и фундаментов к ним» (ОАО «СевЗапНТЦ»), применение СМО приводит к снижению сметной стоимости строительства ВЛ 330 кВ «Калининградская ТЭЦ – ПС Центральная» на 2,7%. Кроме того, применение СМО типа 2МП500-3В на проектируемой ВЛ 500 кВ для условий Ш-го района по ветру и гололеду позволит снизить сметную стоимость строительства линии, выполненной на промежуточных стальных решетчатых опорах с оттяжками тип ПБ-4 на 2,5%, а при СРО в свободностоящем исполнении типа Р2 «Рюмка» в связи с требованиями ПТП по ограничению применения опор на оттяжках для пахотных земель - на 25%.

Расчет экономической эффективности применения СМО на сетевых объектах Инвестиционной программы Компании для принятого объема внедрения на ВЛ 220-500 кВ (примерно 50% от общей протяженности ВЛ по Программе) подтверждают возможность значительного снижения стоимости строительства (на 3-4 млрд.руб и более за 2010-2015 гг.) и ежегодных эксплуатационных затрат. При этом удельный экономический эффект на стадии эксплуатации от применения СМО на ВЛ 220-330 кВ доходит до 25 тыс.руб в год на 1 км в связи с сокращением затрат на техническое обслуживание, ремонты и землеотвод, особенно в селитебных районах, а также в связи с повышенным ресурсом СМО (прогнозируемый технический срок службы 60-70 лет).

В настоящее время завершается проектирование с применением СМО на ВЛ 220 кВ «Печорская ГРЭС – Ухта – Микунь», «Славянская – Крымская», «Ивановская ГРЭС – Иваново», «Центральная – Шепси», «Шепси – Дагомыс», ВЛ 330 кВ «Калининградская ТЭЦ-2 – ПС Северная», ВЛ 500 кВ «Костромская ГРЭС – Нижегородская», «Красноармейская – Газовая».

3. Области, объемы и перспективы применения стальных опор

Стальным многогранным опорам характерен целый ряд положительных свойств, обеспечивающих скоростное проектирование и строительство с сокращением сроков ввода в эксплуатацию. Так они отличаются от СРО высоким уровнем механизации всех строительно-монтажных процессов при использовании современных транспортных и бурильно-крановых машин и бетоносмесительных установок высокой грузоподъемности и производительности, имеют повышенный эксплуатационный ресурс, аэродинамическое и антивандальное исполнение, не требуют трудоемкой расчистки от зарастания внутреннего пространства ствола, не подвержены щелевой коррозии, занимают компактную площадку. Поэтому наиболее эффективные области их применения включают районы стесненной промышленной застройки, мегаполисов, населенных пунктов и лесопарков, зоны с промышленными атмосферными загрязнениями, пахотными и сельскохозяйственными землями, повышенными гололедно-ветровыми нагрузками, а также труднодоступные для обслуживания площадки и особые районы.

Дополнительные ограничения накладывают условия доставки и установки СМО, требующие использование тяжелой транспортной, свайной и монтажной техники высокой грузоподъемности и производительности, которые определяют, в частности, необходимость устройства специальных временных проездов, дорог и площадок. Кроме того, в связи со свайными основаниями для СМО требуется выполнение инженерно-геологических изысканий на большую глубину, нежели при установке стальных решетчатых опор (СРО) на грибовидные подножники.

Стальные решетчатые опоры болтовой сборки и компактной заводской упаковки наиболее предпочтительны для применения на тяжелых трассах со слабыми грунтами с установкой железобетонных грибовидных подножников, на строительных площадках на горных и недоступных для тяжелой техники условиях, для отдаленных районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири, в связи с высокой транспортной составляющей в стоимости строительства ВЛ.

Возможности производства стальных решетчатых опор для ВЛ 35-750 кВ заводами-изготовителями электросетевых металлоконструкций в России и Украине достаточно высоки (до 400 тыс.тонн металлоконструкций в год), позволяя в достаточном объеме обеспечить потребности ОАО «ФСК ЕЭС» при строительстве ВЛ и ПС.

Основной базовый производитель СМО в России – ОАО «Опытный завод Гидромонтаж», обеспечивающий основную потребность ОАО «ФСК ЕЭС» в СМО при строительстве и реконструкции воздушных линий ЕНЭС. Также процедуру аттестации и допуска к изготовлению СМО для ВЛ 110-500 кВ получили следующие заводы металлоконструкций: Домодедовский завод «МЕТАКО», ООО «ИНЭЛКО» совместно с Компанией «TOALUX ELECTRIC Corp.» (Тайвань), а также трансконтинентальная Компания «Valmont, USA», специализирующаяся на индивидуальном проектировании и изготовлении СМО. Кроме того, право изготовления опор ВЛ 110-220 кВ собственной разработки из гнутосварных многогранных конструкций открытого сечения получил завод ОАО «ЭЛСИ-Стальконструкция» (г.Новосибирск). В настоящее время процедуры технического аудита и аттестации проходят производство и продукция ряда отечественных заводов - потенциальных изготовителей многогранных опор для ОАО «ФСК ЕЭС».

Достигнутые объемы отечественного производства стальных многогранных опор составляют более 24 тыс. тн/год, а прогнозируемые на начало 2011 года – не менее 34 тыс.тн/год, перекрывая расчетную среднегодовую потребность в СМО – 26 тыс.тн/год. Тем не менее, для создания конкурентной среды и снижения отпускных цен целесообразно увеличить объемы отечественного производства СМО в 1,5-2 раза, что позволит выровнять ценовые предложения на оцинкованные решетчатые и многогранные опоры.

Целесообразно изготовление СМО из сталей повышенной коррозионной стойкости (СПКС) в соответствии с Директивным указанием ВГПНИИ «Энергосетьпроект» 325/1-88 от 0507.1988 «О внедрении стали повышенной коррозионной стойкости» без антикоррозионной защиты опор для ненаселенных и отдаленных строительных площадок на Севере, Дальнем Востоке и Сибири. Затраты на горячую оцинковку опор СМО доходят до 20 тыс. руб за тонну и достигают 30-40% от стоимости неоцинкованных опор, а повышение стоимости опор при изготовлении из СПКС не превысит 25%.

Необходимо повысить существующий уровень производства стальных решетчатых и многогранных опор, включая их антикоррозионную защиту, в части применения инновационных конструктивно-технологических решений, сокращающих ресурсы и затраты, а также улучшающие их надежность, долговечность и эстетические характеристики.

 

4. Прогрессивные фундаменты

В соответствии с требованиями ПТП и НТП-2008 при строительстве ВЛ рекомендуется применять фундаменты, характеризующиеся отсутствием ремонтов на стадии эксплуатации, минимальным объемом земляных работ, быстровозводимостью, технологичностью с использованием эффективной бурокрановой и свайной техники высокой проходимости и производительности: сваи (сваи-оболочки, винтовые сваи и анкера, сваи открытого профиля, буронабивные, в т.ч. с уширенной пятой, сваи с закрылками); малозаглубленные и поверхностные фундаменты; термосваи и анкера в многолетнемерзлых грунтах; стержневые заделки в скальных грунтах; анкерные подножники с открытым узлом крепления оттяжек в грунтах с высокой степенью агрессивности, с большим удельным сопротивлением.

Особенностью многогранных опор являются необходимость передачи значительных опорных моментов на грунтовое основание в локальной зоне, что определяет необходимость устройства фундамента в виде свайного продолжения ствола, выполняемого виде единой стальной сваи-оболочки, буроопускной либо вибропогружаемой, буронабивной железобетонной сваи, а также в виде куста свай, например из винтовых стальных свай или свай-оболочек, объединенных монолитным либо сварным ростверком [6]. Определены основные геометрические параметры свай: диаметр стальных свай-оболочек и буронабивных свай 300…2500 мм, а длина 4…20 м; диаметр ствола винтовых свай 168, 219, 325 мм, диаметр лопасти 300…1200 мм, а длина 4…20 м.

Выбор фундаментов при проектировании ВЛ определяется гидро- и инженерно-геологическими условиями трассы на основе технико-экономического сравнения вариантов, включая рассмотрение традиционных сборных железобетонных подножников и свай. На уровне проектирования ВЛ целесообразно применять новые технические решения фундаментов в сопоставлении с типовыми решениями по закреплению многогранных опор для выбора оптимальных в конкретных условиях решений фундаментов с подходящими для данных условий техникой и технологиями.

Фундамент на винтовых сваях иногда оказывается единственным вариантом исполнения, особенно в процессе аварийно-восстановительных работ при восстановлении опор и фундаментов ВЛ, а также при возведении фундаментов в условиях слабых водонасыщенных грунтов. Например, возведение фундаментов из винтовых свай для промежуточных многогранных опор решило проблему строительства ВЛ 330 кВ «Восточная – Волхов-Северная» в сложных геологических условиях, когда винтовые сваи длиной 12-18 м прорезают толщу слабых тиксотропных грунтов и опираются на несущие слои грунтов, залегающие на глубинах 10 – 16 м [7].

Совместными усилиями ОАО «СевЗапНТЦ» и филиала ОАО «Инженерный центр ЕЭС» - «Фирма ОРГРЭС» разработаны «Технические требования к машинам и механизмам для сооружения свайных фундаментов опор ВЛ и оборудования ПС напряжением 35-750 кВ с использованием винтовых, буронабивных свай и свай-оболочек», в которых сформулированы основные требования к свайной технике: возможность перемещения по трассе (по бездорожью), устройство свайного фундамента с одной стоянки (без перемещения самой машины), возможность установки на различные платформы (автомобильное или гусеничное шасси) [8].

 

5. Современные технологии проектирования ВЛ

В июне 2009 года проведено совместное совещание Блоков управления технологией ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «ЦИУС ЕЭС» о необходимости индивидуального проектирования опор и фундаментов ВЛ 110-500 кВ, на котором приняты следующие решения:

- на стадии составления заданий на проектирование включать позиции по технико-экономическому сравнению вариантов трассы ВЛ, расстановки опор и фундаментов с применением новых прогрессивных технических решений, соответствующих требованиям Технической политики ОАО «ФСК ЕЭС» и условиям трассы ВЛ;

- при рассмотрении Основных технических решений (I этап проектирования) на основе известных технико-экономических показателей вариантов и критериев их сравнения следует утвердить трассу ВЛ и конструктивно-технологические решения по опорам и фундаментам;

- при разработке проекта и конкурсной документации (II этап) в соответствии с п.3 НТП-2008 рекомендуется применять опоры и фундаменты индивидуальной конструкции, когда неэкономично и нетехнологично применять унифицированные и типовые конструкции, при этом размеры, массу и стоимость опор и фундаментов необходимо оптимизировать в проекте каждой ВЛ.

После заочного обсуждения с ведущими отечественными проектировщиками тема сравнения вариантов расстановки опор, соотношения типового и индивидуального проектирования нашла свое отражение в проектах основных СТО по проектированию СМО («Проектирование многогранных опор и фундаментов к ним для ВЛ 110-500 кВ», «Методические указания по оценке эффективности применения стальных многогранных опор и фундаментов для ВЛ 35-500 кВ», «Отраслевые элементные сметные нормы и единичные расценки по монтажу многогранных опор ВЛ напряжением 110 – 500 кВ и фундаментов к ним») [9].

Задачи внедрения новой техники и технологий при проектировании ВЛ определяют необходимость профессионального использования новых СТО и НТД, что требует прохождения соответствующих курсов повышения квалификации, и наличия необходимого программного обеспечения по автоматизированному проектированию ВЛ с расчетом проводов, грозозащитных тросов и других компонентов ВЛ, расстановке опор и фундаментов с учетом фактического рельефа трассы, перерасчету опор и фундаментов, технико-экономическому сравнению рассматриваемых вариантов расстановки опор.

 

6. Заключение

На расширенном совещании ОАО «ФСК ЕЭС» по вопросу применения стальных многогранных и решетчатых опор в ЕНЭС, проведенном 25.03.2010 под руководством Первого заместителя Председателя Правления В.Н.Чистякова с привлечением ведущих проектных, научно-исследовательских, строительно-монтажных организаций и заводов-изготовителей опор и фундаментов, было решено:

- признать актуальными направления по применению многогранных опор и прогрессивных фундаментов при проектировании и строительстве электросетевых объектов напряжением 110-750 кВ, а также работ по расширению номенклатуры базовых серий многогранных опор на средства внешних заказчиков;

- признать приоритетными опытно-конструкторские работы по модернизации типовых решетчатых опор и фундаментов старой унификации под требования действующего ПУЭ-7, разработку комплекса программ для системы автоматизированного индивидуального проектирования ВЛ, а также организацию специализированных курсов повышения квалификации для проектировщиков, строителей и эксплуатационников по вопросам применения новых разработок;

- создать Рабочую группу по разработке, развитию и применению новых типов опор и фундаментов в ЕНЭС с привлечением специалистов научно-исследовательских, проектных, строительных организаций, заводов-изготовителей.

 

 

Список литературы

 

1. Дементьев Ю.А. Не допускаем ни одного отступления от принятой технической политики // Энергоэксперт, 2009, №1. – С.68-71.

2. Цейтлин М.А. Опыт проектирования и применения опор ВЛ со стальными многогранными стойками // Прогрессивные решения в электросетевом строительстве: Сб.научн.трудов, посвященный памяти А.И.Курносова /М., Энергосетьпроект, 1988. – С.112-123.

3. Линт М.Г., Казаков С.Е., Семенко О.В. Экономика строительства линий электропередачи на стальных многогранных опорах. – Электро, 2007, №6. – С.47-53.

4. Качановская Л.И. Разработка и внедрение многогранных опор ВЛ и фундаментов для них //Современное состояние вопросов эксплуатации, проектирования и строительства ВЛ (МЭС-4). – М.: ИАЦ Энергия, 2009. – С.56-62.

5. Яковлев Л.В., Каверина Р.С., Дубинич Л.А. Комплекс работ и предложений по повышению надежности ВЛ на стадии проектирования и эксплуатации //Линии электропередачи – 2008: проектирование, строительство, опыт эксплуатации и научно-технический прогресс /Новосибирск, 2008. – С.28-50.

6. Романов П.И. Проблемы и особенности закрепления опор на стойках из многогранного профиля //Многогранные гнутые стойки: материалы Первой междун.конф./Украина, Николаевка-Кременец, 2006. – С.83-92.

7. Железков В.Н., Качановская Л.И., Романов П.И. Строительство фундаментов из винтовых свай в сложных гидрогеологических условиях //Строительная техника – 2008: Машины и оборудование для земляных и свайных работ. - 2008, №1. – С.16-19.

8. Сенькин Н.А. Современные конструктивно-технологические решения и свайная техника для возведения фундаментов опор ВЛ и ПС напряжением 110-750 кВ //Развитие городов и геотехническое строительство: Тр.междун.конф. по геотехнике. – СПб, 2008. Том 4. – С.661-665.

9. Романов П.И. Разработка методических указаний по оценке эффективности применения стальных многогранных опор и фундаментов для ВЛ напряжением 35-500 кВ //Современное состояние вопросов эксплуатации, проектирования и строительства ВЛ (МЭС-4). – М.: ИАЦ Энергия, 2009. – С.497-501.

 



Фото-7
Печи
Фото-7


Сейчас 170 гостей онлайн
Применение полимерных стоек, как опор ВЛ, в ближайшие 10 лет:
 
Locations of visitors to this page