Russian (CIS)English (United Kingdom)
ГлавнаяКонференцииПятая Международная конференция МГС → Опыт внедрения опор ЛЭП на многогранных гнутых стойках в Украине
Опыт внедрения опор ЛЭП на многогранных гнутых стойках в Украине
Рощин А. В. Заместитель председателя правления ОАО «Промик» - руководитель проектов

alt
Опыт внедрения опор ЛЭП на многогранных гнутых стойках в Украине сравнительно небольшой – всего 5 – 6 лет, как и в России. В то время как в мировой практике он насчитывает свыше 50 лет. Мы проводим уже пятую конференцию на эту тему. Что же было внедрено в Украине? ОАО «ПРОМиК» выполнил ряд проектов с разработкой и применением многогранных опор: 1. Реконструкция ВЛ 110 кВ Симферополь - Перевальная – Алушта (ОАО «Крымэнерго»- одноцепные промежуточные опоры 110 кВ). 2. Вынос из зоны будущей застройки участка ВЛ 110 «Полтава – ТМЗ (оп. № 56 - № 59) совместная подвеска ВЛ 110 кВ «Шпортовка – Промузел (оп. № 19 – 22) (ОАО «Полтаваоблэнерго» - двухцепная анкерно-угловая опора 110 кВ). 3. Вынос опоры № 6 ВЛ 10 кВ Ф. 3.6 в габаритах 110 кВ в районе ул. Дарсановской г. Ялта (ОАО «Крымэнерго» - двухцепные анкерно-угловые опоры 110 кВ). 4. Вынос участка ВЛ 110 кВ в районе ул. Силаева г. Севастополь (ОАО «Севастопольэнерго» - четырехцепная анкерно-угловая опора 110 кВ). 5. Реконструкция ВЛ 150 кВ Л-33/34 с целью освобождения коридора для трассы новой ВЛ 330 кВ электроснабжения электросталеплавильного комплекса (ОАО «Днепрооблэнерго» - двухцепные анкерно-угловые и промежуточные опоры 150 кВ, см. материалы III конференции).

Таким образом, ОАО «ПРОМиК» разработал 42 опоры на МГС по УкрПУЭ в Украине. Для сравнения для России по РосПУЭ нами разработано уже 74 опоры на многогранных гнутых стойках.
alt
Из вышеперечисленных объектов в Украине реализовано, то есть внедрены опоры на МГС только на ВЛ 110 кВ от Симферополя до Перевального, на остальных же объектах строительство не начиналось из-за проблем, возникших с наступлением экономического кризиса. В случае же с реконструкцией ВЛ 150 кВ Л-33/34 строительства отменено в связи с принятием решения об укладке ВЛ 330 кВ в кабель. Для ВЛ 150 кВ Л-33/34 решения проекта могут быть использованы собственно для обновления ВЛ. Кроме вышеперечисленных объектов, на сегодня в Украине построен ряд линий электропередач с применением опор на многогранных гнутых стойках по проектам других институтов. Но к сожалению, объем этих линий также невелик. В частности построены на опорах МГС в г. Запорожье ВЛ 150 кВ № 109/110 «ДД-М5» и в г. Одесса ВЛ 110 кВ «Застава – Усатово», ВЛ 35 кВ к ПС «Века» и все. Для примера в России опоры на МГС в настоящее время используются в достаточно больших объемах. В «Технической политике» ФСК ЕЭС, документе, который определяет политику технического развития магистральных сетей РФ на ближайшие годы записано, что применение опор на МГС (ММО) обязательно для классов напряжения до 220 кВ включительно, в более высоких классах – по обоснованиям. Уже есть обращения в ОАО «ПРОМиК» от российских предприятий с просьбами о перепроектировании ЛЭП с решетчатых на многогранные опоры. Объем использования многогранных опор в России так велик, что сегодня их изготавливают уже три завода. Два из них уже имеют по две линии производства МГС.
alt
Но который выполняет расчеты, проектирование и конструирование опор на МГС по Украинским ПУЭ, ДБН и прочим регламентирующим документам. Остальные институты направляют в Польшу на завод – изготовитель «Kromiss-Bis» геометрические размеры головки опор и нагрузки на траверсы. Все расчеты, конструирование опор на основании этих данных производятся непосредственно на заводе. В связи с этим возникает ряд вопросов. По каким нормам ведется проектирование? Кто в Украине несет ответственность за разработанные в Польше опоры? Безусловно какие-то нормы применяются: польские или европейские. Но насколько они стыкуются с украинскими? Мне могут возразить, что опоры сертифицированы в Украине. Конечно, сертификат необходим, но обратите внимание: на что дается сертификат? На само производство, т.е. изготовление опор (сварка, болтовые соединения, покраска, оцинковка и т.д.). Причем многогранных опор вообще, а не каждого типа в частности. Такой сертификат не дает гарантии на соответствие прочностных характеристик каждой опоры Украинским ПУЭ и Государственным нормам. Из своего опыта приведу один прецедент, связанный с польскими опорами. ОАО «ПРОМиК», как уже говорилось, выполнил проект «Реконструкция ВЛ 110 кВ Симферополь – Перевальное», где были разработаны опоры на МГС.

ОАО «Крымэнерго» разместило заказ на многогранные опоры в «Kromiss-Bis» (Польша), направив туда рассчитанные нами нагрузки и геометрические размеры головки опор, не смотря на то, что нами были выданы чертежи КМ. Завод разработал на основании полученных исходных данных новые опоры.
alt
Конечно, заказчик вправе принимать подобные решения. Тем не менее, ОАО «Крымэнерго» обратились к нам, как к генпроектировщику, за согласованием новых польских опор, даже были готовы произвести оплату новых перерасчетов. ОАО «ПРОМиК» было готово произвести все работы, необходимые для согласования опор. Однако на наши просьбы получить исходные данные, вновь разработанных польских опор (чертежи КМ, расчеты опор), заказчиком и польским заводом нам было отказано. Неизвестны были ни толщины стенок стоек, ни количество граней и т.д. На единственно представленной монтажной схеме опоры (формат А4) была указана марка стали С-235. Украинскими нормами для опор ВЛ от 110 кВ и выше допускается сталь не ниже С-245 (СНиП 11-23-81*), что уже не укладывалось в допустимые пределы. Не имея исходных данных, чертежей КМ, видя, что используется сталь не допустимая по украинским нормам, мы отказались согласовывать применение опор, разработанных заводом «Kromiss-Bis».
alt
Однако такая практика продолжается и в настоящее время: на завод направляются нагрузки и головки опоры. После чего разработанные в Польше опоры слепо применяются в проектировании конкретного участка линий электропередач. Встает все тот же вопрос: кто отвечает за эти опоры? Зачем в Украине разрабатывали новые ПУЭ? Кто следит за их выполнением?
alt
Из вышеприведенного анализа опыта внедрения многогранных опор в Украине, мы видим, что он очень мал и слаб. Обладая значительным объемом преимуществ (малый отвод земли, антивандальность, долговечность, простота доставки в труднодоступные районы, быстрота сборки и многие другие) опоры на стойках МГС еще не нашли достойного применения. Эксплуатирующие организации отказываются от них, задав один вопрос: какая заводская цена? При этом совершенно не берут во внимание экономию на эксплуатационных затратах (они готовы по два раза в год менять на своих старых опорах украденную обрешетку), ежегодной оплате постоянного отвода земли под широкобазыми опорами, в два раза чаще меняют ж/б опоры, из-за их быстрого износа и т.д.

alt
Кроме того есть еще один аспект проектирования линий электропередач, появившийся в связи с введением новых ПУЭ. Введение в инженерную практику главы 2.5 «Воздушные линии электропередачи» «Правил устройства электроустановок» внесло существенные изменения в практику проектирования и реконструкции воздушных линий электропередачи. В ПУЭ был основан и введен расчетный режим для ВЛ от совместного действия ветра и гололеда с учетом реальной плотности гололедоизморозевых отложений. Также было пересмотрено районирование расчетных климатических нагрузок, таких как ветровое давление на провод, покрытый гололедом, вес гололеда, ветровой напор при гололеде. Это изменило «баланс сил» между вертикальной и горизонтальной составляющей суммарной гололедо-ветровой нагрузки. Принимая во внимание тот факт, что ветровое давление на провод, покрытый гололедом, учитывает также такую вероятностную характеристику как наветренная площадь провода с гололедом, которая является функцией плотности гололедных отложений, то учет ветрового давления на конструкцию также будет несколько отличаться от ветрового давления на провод.
alt
Помимо климатических нагрузок, на опоры также действуют тяжения проводов и тросов, которые также непосредственно зависят от климатических параметров. Таким образом. Опоры должны быть запроектированы с одной стороны с достаточной надежностью, а с другой - с экономической целесообразностью. Опыт проектирования ОАО «ПРОМиК» по новому УкрПУЭ показал, что сегодня унифицированные опоры (кстати, разработанные в сопредельном государстве) уже не несут тех нагрузок, на которые они задекларированы. При проектировании ВЛ всех напряжений на каждую опору составляется схема нагрузок и просчитывается каждый ее элемент. Мы считаем, что слепое применение типовых опор сегодня с одной стороны не обеспечивает надежность, а с другой – экономическую целесообразность. Поэтому в каждом новом проекте необходимо разрабатывать и рассчитывать опору специально для данного объекта. Но важно помнить, что перерасчеты на соответствие действующим ПУЭ сегодня требуют все ранее установленные опоры. Поэтому необходимо решать вопросы финансирования этих перерасчетов, а не констатировать его отсутствие.

Выводы: 1. Опоры линий электропередач должны рассчитываться, конструироваться по нормам и правилам Украины. 2. Многогранные опоры, изготавливаемые за границей для Украинских ЛЭП должны соответствовать Украинским требованиям. 3. В каждом проекте необходимо разрабатывать и рассчитывать опоры специально для данного объекта.
 



Фото-3
Монтаж
Фото-3


Сейчас 40 гостей онлайн
Применение полимерных стоек, как опор ВЛ, в ближайшие 10 лет:
 
Locations of visitors to this page