Russian (CIS)English (United Kingdom)
ГлавнаяКонференцииЧетвертая Международная конференция МГС → Процедуры оценки соответствия продукции в Украине
Процедуры оценки соответствия продукции в Украине

Процедуры оценки соответствия продукции в Украине.

Аспекты сертификации стоек МГС.

 

Сидоренко Анатолий Иванович,

И.о. руководителя органа по сертификации
продукции строительного назначения ОС «ДнепроЦЛАССтрой»,

аудитор УкрСЕПРО, аудитор НААУ

 

Основной своей задачей данного сообщения считаю необходимостью доведения до широкой аудитории, основные сведения о принципах, формах и процедурах оценки соответствия продукции в Украине, основные направления государственного технического регулирования в строительстве. При этом рассмотреть аспекты сертификации Многогранных Гнутых Стоек, что в конечном итоге является немаловажным фактором их успешного позиционирования на потребительском рынке Украины.

 

1 Общие положения Системы сертификации УкрСЕПРО. В условиях расширения товарообмена, в том числе промышленной продукцией, между Украиной и развивающимися, а также развитыми капиталистическими странами особенно остро ставится вопрос идентичности предъявления технических требований и методов испытаний, обеспечивающих адекватные оценки. Поэтому при внешнеторговых операциях общепринятой процедурой стала сертификация изделий, продукции и услуг.

Подтверждение соответствия продукции (сертификация) является одной из составляющих государственной технической политики, направленной на обеспечение безопасности человека, животных, имущества и охраны окружающей природной среды.

Подтверждение соответствия или сертификация продукции согласно Закону Украины «О подтверждении соответствия» - это деятельность, следствием которой является гарантирование соответствия продукции установленным законодательством требованиям.

Более конкретно: сертификация - процедура подтверждения соответствия, с помощью которой уполномоченный в установленном порядке орган путем полученных доказательных оценок документально подтверждает соответствие продукции, систем управления качеством, систем управления окружающей средой, систем управления охраной труда, персонала, установленным законодательством требованиям, действующим в Украине.

Работы по сертификации выполняются по специально установленным правилам, свод которых формирует систему сертификации.

Под системой сертификации понимается организационно оформленная, технически, материально и методически обеспеченная и признанная на отраслевом, национальном и международном уровне система, располагающая собственными правилами процедуры и органами управления для проведения сертификации.

Таких систем в каждом регионе достаточно. Это государственные системы сертификации (УкрСЕПРО - в Украине, ГОСТ Р, «Морской регистр» – в России и др.), добровольные системы сертификации, международные системы сертификации отдельных компаний («Бюро ВЕРИТАС», «ТЮФ-Норд», «СИГ» и т.п.).

Изготовитель продукции или ее поставщик в целях успешного продвижения товара по рынку всегда должны быть заинтересованы в демонстрации соответствия своей продукции правилам, действующим в регионе поставки. И документом, подтверждающим такое соответствие, является СЕРТИФИКАТ. Естественно, выдан он должен быть в той системе сертификации, которая признана в конкретной стране или регионе.

Государственной системой сертификации продукции в Украине является Система УкрСЕПРО. В данной Системе проводится как обязательная (согласно терминологии Закона Украины - «в законодательно регулируемой сфере»), так и добровольная сертификация («в законодательно нерегулируемой сфере»). Работы в Системе УкрСЕПРО организует Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Госпотребстандарт Украины), который является Национальным органом по сертификации (ранее назывался Госстандарт Украины).

В настоящее время, после выхода технических регламентов происходит некоторое видоизменение существующих схем сертификации.

Объектами сертификации в Системе УкрСЕПРО являются: продукция производственно-технического назначения, услуги (работы), в том числе строительно-монтажные работы, системы менеджмента качества, системы управления окружающей средой, эксперты и аудиторы Системы, курсы по их обучению.

Сертификация осуществляется в целях:

- создания условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке Украины, а также для участия в международном экономическом, научно - техническом сотрудничестве и международной торговле;

- содействия потребителям в компетентном выборе продукции;

- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

В процессе обязательной сертификации определяется соответствие параметров продукции требованиям нормативных документов. Как правило, это требования надежности и безопасности.

Продукция, подлежащая обязательной сертификации в Украине (в системе УкрСЕПРО), внесена в официальный «Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине», который утвержден Госпотребстандартом Украины 01.02.05 № 28 и зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины.

«Перечень…» постоянно пересматривается с целью его сокращения, поэтому количество разделов и пунктов в них не является величиной постоянной.

В последнюю, ныне действующую редакцию «Перечня…» включено 36 разделов однородных видов продукции и услуг, таких как: оборудование электробытовое, металлообрабатывающее и деревообрабатывающее, сварочное, пищевое; электромеханические машины, радиоэлектронная аппаратура, средства вычислительной техники, специальные средства защиты, медицинская техника, игрушки, моющие средства, тракторы малогабаритные, гостиничные услуги, техника радиационная, оружие и др. Раздел 28 данного «Перечня…» полностью посвящен продукции строительного назначения - материалам, изделиям и конструкциям. Виды продукции строительного назначения, включенной в «Перечень…», и подлежащей обязательной сертификации в Украине приведены в таблице 1.

«Перечень…» содержит для каждой конкретной группы однородной продукции: коды продукции по государственному классификатору (ДКПП), обозначения нормативных документов и требования к конкретным показателям продукции, которые должны быть подтверждены при сертификации, коды товара при осуществлении операций внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Для продукции, включенной в «Перечень…», при пересечении границы Украины требуется сертификат соответствия, выданный в Системе УкрСЕПРО. Без сертификата соответствия пересечение такой продукцией границы Украины не допускается.

В Системе УкрСЕПРО сертификаты и их копии выдаются исключительно на официальных бланках, имеющих голограмму и другие степени защиты. Сертификаты соответствия регистрируются в Реестре Системы УкрСЕПРО. Каждый бланк сертификата содержит телефоны Реестра и, в случае необходимости, каждое заинтересованное лицо может получить официальную информацию о достоверности сертификата.

Работы по сертификации продукции и систем управления качеством в Украинской государственной системе сертификации УкрСЕПРО выполняются в соответствии с требованиями государственных стандартов Украины серии
ДСТУ 3400 (ДСТУ 3410-96, ДСТУ 3413-96, ДСТУ 3414-96, ДСТУ 3417-96, ДСТУ 3498-96 и др.), а также ДСТУ 3957-2000 (порядок обследования производств).

Сертификация продукции строительного назначения наряду с порядком, установленным ДСТУ 3413-96, проводится также в соответствии с «Правилами обязательной сертификации строительных материалов, изделий и конструкций», разработанных Госстроем Украины и утвержденных Госстандартом Украины.

 

2 Порядок проведения сертификации продукции. В общем виде порядок проведения сертификации продукции в Системе УкрСЕПРО предусматривает:

- подачу заявителем в орган по сертификации заявки на сертификацию продукции, с указанием нормативного документа на соответствие, которого проводится сертификация и конкретных его требований к показателям;

- подачу документации для сертификации, прилагаемой к заявке согласно перечню документов, (полный перечень документов для конкретной продукции устанавливается Органом по сертификации);

- рассмотрение в органе по сертификации заявки на сертификацию продукции и анализ предоставленной документации;

- выбор органом по сертификации схемы (модели) работ по сертификации и принятия решения по заявке;

- для сертифицируемой продукции, выпускаемой серийно: обследование производства /или аттестацию производства)/или сертификацию (оценку) системы управления качеством производства;

- отбор и идентификацию образцов продукции для проведения сертификационных испытаний;

- проведение сертификационных испытаний образцов продукции в аккредитованных в Системе сертификации УкрСЕПРО лабораториях (центрах);

- анализ полученных результатов и принятие решения в возможности выдачи сертификата соответствия;

- занесение сертифицированной продукции в реестр Системы УкрСЕПРО, выдачу сертификата соответствия, заключение лицензионного соглашения;

- технический надзор за сертифицированной продукцией;

- информацию в результатах работ по сертификации продукции.

Что в общем случае, проверяется органом по сертификации при анализе документации, которая предоставляется заявителем к заявке на сертификацию продукции?

Во время анализа предоставленной документации проверяется:

- наличие действующих нормативных документов на продукцию, идентичности требований к техническим показателям;

- наличие документа, который подтверждает происхождение продукции;

- наличие документа производителя о гарантиях и соответствии продукции действующим требованиям;

- наличие документа, который подтверждает размеры партии и дату выпуска продукции;

- наличие (за необходимости) выводов соответствующих контролирующих организаций (Министерства здравоохранения, Государственной инспекции ветеринарной медицины или карантина растений, Госнадзорохрантруда и др.);

- достоверность, правильность заполнения и срок действия документации;

- достаточность требований относительно маркирования и этикетирования продукции;

- наличие прежде выданного сертификату соответствия на данную продукцию, срок его действия.

 

3 Модели (схемы) сертификации продукции в Системе УкрСЕПРО. В Системе УкрСЕПРО различают сертификацию партии продукции (или единичного изделия) и сертификацию продукции, выпускаемой серийно.

При сертификации партии продукции (или единичного изделия), изготовленной в Украине или поступившей на территорию Украины, сертификат выдается на конкретно заявленную продукцию, указанную документе, подтверждающем качество продукции (для изготовленных в Украине), или в инвойсе (для импортной продукции). В таких случаях в сертификате указываются размер партии, при наличии - заводские номера сертифицированной продукции, номер документа в качестве, инвойса, код ТН ВЭД, названия и адрес заявителя и производителя продукции. Срок действия сертификата, как правило, составляет 6 месяцев, максимально - до одного года.

При сертификации продукции выпускаемой серийно, в Системе УкрСЕПРО возможно применение различных моделей (схем) сертификации:

- с анализом документации, представленной заявителем (без обследования производства);

- с обследованием производства;

- с аттестацией производства или с сертификацией (оценкой) системы управления качеством производства.

Срок действия сертификата, в зависимости от примененной схемы сертификации составляет от одного года, максимально 5 лет.

Независимо от схемы (модели) примененной для сертификации продукции проведение сертификационных испытаний обязательно.

Варианты проведения сертификации продукции с применением различных моделей (схем) представлен в таблице 2.

 

4 Проведение испытаний с целью сертификации

Испытания продукции с целью сертификации проводятся испытательной лабораторией (центром), аккредитованной на право проведение видов испытаний, которые предусмотрены нормативными документами на продукцию, или на право проведения испытаний этой продукции. В соответствии с требованиями стандарта ДСТУ 3411:2004 испытательные лаборатории, сотрудничающие с ОС на основе договоров в сотрудничестве, включаются в список, который поступает в Реестр Системы УкрСЕПРО при назначении/уполномочивании органа на работы в Системе УкрСЕПРО.

Орган по сертификации продукции отбирает образцы (пробы) продукции для испытаний и получает техническую документацию на них. Состав технической документации и количество образцов для испытаний устанавливаются органом по сертификации.

Правила отбора образцов и методы их испытаний должны при этом соответствовать требованиям действующих в Украине нормативных документов, которые содержат технические требования к продукции и по которым продукция изготавливается.

Испытания импортируемой продукции проводятся испытательными лабораториями (центрами), аккредитованными в Системе УкрСЕПРО и, как уже говорилось выше, на соответствие требований действующих в Украине нормативных документов. В случае проведения испытаний образцов продукции крупногабаритной или нетранспортабельной или требующей монтажа на месте эксплуатации, или требующей применения уникального испытательного оборудования, допускается испытания с целью сертификации проводить на предприятии - изготовителе с использованием его испытательного оборудования и средств измерений, которые отвечают установленным требованиям. Испытания при этом должны проводит специалисты испытательной лаборатории, аккредитованной в Системе УкрСЕПРО.

В случае положительных результатов, протоколы испытаний передаются в орган по сертификации и в копии - заявителю.

В случае получения отрицательных результатов хотя бы по одному из показателей, сертификационные испытания прекращаются, информация об отрицательных результатах передается заявителю и в орган по сертификации, который должен аннулировать заявку.

Повторные испытания могут быть проведены только после представления новой заявки и предоставления в орган по сертификации убедительных доказательств о проведении предприятием корректирующих мероприятий по устранению причин, которые вызывали несоответствие.

Образцы продукции, которые прошли испытания с целью сертификации, в том числе разрушающими методами, остаются собственностью заявителя. Порядок списания, утилизации и возврата образцов, а также, хранения образцов-свидетелей, регламентируется документацией орган по сертификации.

 

5 Добровольная сертификация продукции. Добровольная сертификация или как это трактуется в Законе Украины - сертификация в законодательно нерегулируемой сфере проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и вторых документов, определяемых заявителем.

Такая сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

В процессе добровольной сертификации, определяется соответствие параметров продукции требованиям нормативных документов, которые указаны заявителем. Как правило, это должны быть требования безопасности, приведенные в нормативных документах, действующих в Украине.
В остальном, процедуры добровольной сертификации соответствуют процедурам обязательной сертификации в Системе УкрСЕПРО.

Работы по добровольной сертификации продукции, не включенной в «Перечень…», могут быть проведены по правилам и порядкам Системы УкрСЕПРО, описанным ранее.

Следует отметить, что проведение работ по добровольной сертификации существенно повышают конкурентоспособность сертифицированной продукции, позволяет производителю более эффективно участвовать в тендерных конкурсах, более активно внедряться в рынок Украины.

 

6 Взаимное признание результатов работ по сертификации. Украиной заключены двухсторонние межправительственные Соглашения во взаимном признании результатов работ по сертификации с рядом вторых стран.

Эти соглашения заключены со странами - бывшими республиками СССР, с которыми Украина имеет общую (гармонизированную) нормативную базу. Это: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Узбекистан, Республика Армения, Киргизская Республика, Грузия, Азербайджанская Республика, Республика Казахстан, Туркменистан, Республика Молдова Республика Таджикистан. Признание сертификатов соответствия, выданных указанными странами, производится только для продукции, произведенной в этой стране. Система УкрСЕПРО не предусматривает возможность признания сертификатов соответствия, выданных, например, в России, на продукцию, произведенную в любой другой стране, кроме России.

Во всех случаях признание сертификатов или протоколов сертификационных испытаний возможно и проводится только в случае идентичности требований нормативных документов, на соответствие которого была сертифицирована продукция и того, на соответствие которого сертификат другой страны признается.

Основные требования при осуществлении процедуры признания сертификатов других стран:

1 Решение о признании сертификатов, выданных органами из сертификации стран, которые не являются членами Системы сертификат УкрСЕПРО, на продукцию, которая импортируется в Украину, принимает орган по сертификации продукции. Выбранные процедуры признания должны быть обоснованные и документально подтвержденные.

2 Сертификаты продукции на соответствие обязательным требованиям нормативных документов Украины, выданные другими государствами могут быть признанными в Системе сертификации УкрСЕПРО на основании:

- протоколов испытаний;

- сертификатов (знаков) соответствия;

- другие свидетельства соответствия на продукцию.

3 Свидетельством признания заграничных сертификатов есть сертификат соответствия, выданный в системе УкрСЕПРО, или свидетельство о его признании.

4 Полное признание сертификатов соответствия и результатов испытаний продукции с выдачей свидетельства признания согласно
ДСТУ 3498- 96 проводится в таких случаях:

- при идентичности основоположных критериев, на которые основываются правила сертификации конкретного вида продукции Системы УкрСЕПРО и государства-импортера, в том числе применения процедур, которые обеспечивают однотипные процедуры сертификации, испытательного оборудования, аналогичных процедур надзора за сертифицированной продукцией, системами качества (аттестации) производства;

- применение принятых в Украине и государстве-импортере международных или гармонизованных стандартов (технических условий) на продукцию, методов испытаний и процедуры сертификации.

5 Частичное признание результатов сертификации и других функциональных элементов системы сертификации государства-импортера проводится, когда имеется незначительное расхождение во время оценки документации относительно показателей (характеристик) продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине. В таком случае должны быть проведены дополнительные испытания в испытательных лабораториях, аккредитованных в Системе УкрСЕПРО, образцов конкретного вида продукции отдельных показателей (характеристик), при идентификации которых возникли расхождения.

6 Орган сертификации конкретного вида продукции после проведения дополнительных процедур из сертификации оформляет сертификат соответствия согласно ДСТУ 3413-96, в котором основанием для выдачи сертификата есть процедуры из сертификации, проведенные в Системе УкрСЕПРО, и признание заграничного сертификата соответствия.

7 В случае выявления значительных расхождений во время оценки документации относительно показателей (характеристик) продукции, которая подлежит обязательной сертификации в Украине, проводятся полные испытания образцов продукции в испытательных лабораториях Системы УкрСЕПРО или других лабораторий по правилам Системы УкрСЕПРО относительно конкретной продукции. В таком случае на основании положительных результатов испытаний выдается сертификат соответствия Системы УкрСЕПРО согласно ДСТУ 3413-96.

Правила ввоза импортной продукции в Украину и требования к ее сертификации установлено «Порядком таможенного оформления импортных товаров (продукции), что подлежат обязательной сертификации в Украине, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.97 г.
№ 1211.

 

7 О техническом регламенте в строительстве. В декабре 2006 г. Кабинетом Министров Украины утвержден «Технический регламент строительных изделий, зданий и сооружений». Данный вид документа специфичен для Украины. Если ранее технические требования устанавливались в нормативных документах (ДСТУ, ГОСТ, ДБН, СНиП и др.), которые утверждались государственным комитетом по стандартизации, то технический регламент носит статус законодательного акта, и он утверждается, как уже было сказано выше, Кабинетом Министров Украины.

Технический регламент разработан с учетом требований Директивы Совета Европы от 21 декабря 1988 года о сближении законов, подзаконных актов и административных положений государств-членов относительно строительных изделий и определяет основные требования к строительным изделиям, зданиям относительно обеспечения безопасности жизни, эксплуатации, пожарной безопасности, экономии энергии, защиты окружающей среды.

 

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины, изделия отвечают своему предназначению в случае, если они соответствуют основным требованиям, в частности, техническим условиям и строительным нормам, а также имеют национальный знак соответствия.

Основные требования к сооружениям определяются с учетом технических традиций, климатических и других условий, которые предусматриваются техническими условиями.

Среди основных требований к зданиям: обеспечение механического сопротивления и стойкости, поскольку нагрузка на сооружение не должна приводить к разрушению; соблюдение пожарной безопасности, в частности, ограниченное распространение огня и дыма по зданию, обеспечение эвакуации людей, сохранение несущей конструкции на протяжении определенного времени.

Кроме того, к требованиям относятся: обеспечение безопасности жизни и здоровья человека и защита окружающей среды; безопасность эксплуатации; защита от шума; экономия энергии.

Кабинет Министров предлагает Верховной Раде установить правовые и организационные основы нормирования в строительстве и создать условия для обеспечения единой государственной политики в этой сфере.

Принятие Технического регламента создает благоприятные условия для применения на Украине новых, прогрессивных строительных изделий и технологий. Упомянутые новации осуществляются в контексте вступления Украины во Всемирную организацию торговли и выполнения обязательств Украины относительно приведения в соответствие системы технического регулирования и защиты прав потребителей к требованиям Европейского союза. В частности, речь идет об ответственности производителей и поставщиков за безопасность продукции на основе высокого уровня самоконтроля и внедрения современных систем управления качеством. Государство ограничивает административный контроль в пользу эффективного рыночного надзора и уполномоченных органов сертификации.

Технический регламент - новый для Украины вид документа, рассчитанный на выполнение требований ЕС. Он содержит технические требования к продукции, процессам или методам производства, включая административные положения, соблюдение которых является обязательным. Определяются также терминология, требования к обозначению, упаковке, маркировке или содержанию этикеток, которые применяются в продукции, процессу или методу производства. Ныне на Украине разрабатывается еще
16 технических регламентов, в частности по измерительным приборам, взрывоопасным материалам, подвесным канатным дорогам и прочему.

Одним из главных положений в новом Техническом регламенте является ответственность государства за проектирование и возведение на своей территории объектов, которые не должны угрожать безопасности людей, домашних животных и имущества.

Техническим регламентом определены основные требования к сооружениям. Сооружение должно отвечать требованиям законодательства относительно охраны здоровья людей и окружающей естественной среды. В процессе их эксплуатации должны быть исключены риски несчастных случаев. Уровень шума и вибрации в сооружениях не может превышать установленные нормы. Во время проектирования, возведения сооружения и его оборудования следует обеспечить эффективное использование энергии, необходимой для эксплуатации, с учетом климатических условий.

Основными требованиями к сооружениям являются:

 

1 Обеспечение механического сопротивления и стойкости. Нагрузка на сооружение во время возведения и эксплуатации не должна приводить к разрушению его в целом или отдельных его частей и деформации, большей за ту, что допускается строительными нормами;

 

2 Соблюдение таких требований пожарной безопасности:

- сохранение несущей способности конструкций на протяжении определенного времени;

- ограничение распространения огня и дыма в сооружении, а также на соседние сооружения и близлежащие территории;

- обеспечение эвакуации людей из сооружения или их спасение в другой способ;

- обеспечение безопасности спасательных команд;

 

3 Обеспечение:

- безопасности жизни и здоровье человека и защиты окружающей природной среды. Сооружение должно отвечать требованиям законодательства по вопросам здравоохранения и охраны окружающей природной среды;

- безопасности эксплуатации. В процессе эксплуатации сооружений должны быть исключены риски несчастных случаев;

- защиты от шума. Уровень шума и вибрации в сооружениях не должен превышать установленные нормы;

- экономии энергии. Во время проектирования, сведение сооружения и его оборудование нужно обеспечить эффективное использование энергии, необходимой для эксплуатации, с учетом климатических условий.

Оговорены правила обращения с новыми изделиями, изготовление, применение и эксплуатация которых не регламентированы нормативными документами, подлежат подтверждению их пригодности для применения путем осуществления процедуры проверки на соответствие основным требованиям относительно обеспечения безопасности жизни и здоровье человека, имущества и защиты окружающей природной среды согласно Правилам подтверждения пригодности для применения новых строительных изделий (утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 1 марта 2006 г. № 240). В случае позитивных результатов процедур подтверждения Минстрой выдает техническое свидетельство о пригодности новых изделий для применения.

Подтверждение соответствия изделий требованиям Технического регламента кроме сертификации может также осуществляется путем декларирования производителем соответствия изделий с составлением декларации.

Установлено также, что строительные изделия, изготовленные до вступления в силу данного Регламента, считаются такими, что соответствуют назначению, если они соответствуют требованиям нормативных документов, которые действовали на момент изготовления изделий.

 

8 Видоизменение системы технического регулирования и сертификации после ввода в действие Технического регламента строительных изделий, зданий и сооружений

Примерно в одно и то же время с введением Технического регламента строительных изделий, зданий и сооружений, в декабре 2006 г., был принят Закон Украины «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия”.

С этого момента началось активное реформирование системы правового регулирования отношений, касающихся обязательных требований к продукции, включая строительную. В этой связи представляется актуальным сравнить уместные положения в украинском законодательстве как действующие, так и предлагаемые.

Новый Закон Украины [1] провозглашает обязательность выполнения требований технических регламентов (они являются аналогами европейских директив по гармонизации) с одной стороны и добровольность применения стандартов с другой, а именно:

- «Целью разработки и применения технических регламентов является защита жизни и здоровья человека, животных, растений, национальной безопасности, охраны окружающей среды и природных pecypcов, предотвращение недобросовестной практики.

Соответствие произведенной введенных в оборот в Украине продукции, процессов и услуг техническим регламентам является обязательным.

- «стандарт это документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный уполномоченным органом, который устанавливает предназначенные для общего и многоразового применения правила, инструкции или характеристики, которые относятся к деятельности или ее результатов, включая продукцию, процессы или услуги, соблюдение которых является необязательным.»

Далее указывается, что:

“Стандарты применяются на добровольной основе, за исключением случаев, когда применение этих стандартов требуют технические регламенты.”

На самом деле перечень таких случаев шире, что предусмотрено тем же Законом (раздел VII, 2, 2) об изменениях к статье 15 Хозяйственного кодекса Украины:
«1. В сфере хозяйствования применяются:

- технические регламенты;

- стандарты;

- кодексы установившейся практики;

- классификаторы;

- технические условия.
2. Применение стандартов или их отдельных положений является обязательным для:

- субъектов хозяйствования, если на стандарты имеются ссылки в технических регламентах;

- участников соглашений (контрактов) по разработке, изготовлению или поставке продукции, если в них имеются ссылки на соответствующие стандарты;

- изготовителя или поставщика продукции, если он составил декларацию о соответствии продукции соответствующим стандартам или применил обозначение этих стандартов в ее маркировке».

Таким образом, новый Закон Украины «О стандартах …» провозглашает обязательность выполнения требований технических регламентов (они являются аналогами европейских директив по гармонизации) с одной стороны, и добровольность применения стандартов с другой.

 

В соответствии с поручением Кабинета Министров Украины при Министерстве регионального строительства созданы соответствующие Советы по вопросам технического регламента.

В процессе реализации механизмов внедрения Технического регламента строительных изделий, зданий и сооружений начался кардинальный пересмотр действующих в строительстве технических норм и правил. Основной задачей являлось сближение украинских норм с действующими в Европе, устранение технических барьеров в торговле, которые сдерживают продвижение украинской продукции на мировые рынки, и создание благоприятных условий для применения в Украине новых, прогрессивных строительных изделий и технологий.

На сегодняшний день появились новые виды нормативных документов -

регламентных технических условий и строительных норм, соответствие требованиям которых свидетельствует о соответствии требованиям Технического регламента строительных изделий, зданий и сооружений.

Основными из которых являются стандарты по обеспечению надежности и безопасности строительных объектов:

- ДБН В.1.2-2:2006

«Навантаження та впливи. Норми проектування»;

- ДСТУ Б В.1.2-3:2006

«Прогини і переміщення. Вимоги проектування»;

- ДБН В.1.2-6-2008

«Основні вимоги до будівель і споруд. Механічний опір та стійкість»;

- ДБН В.1.2-7-2008

«Основні вимоги до будівель і споруд. Пожежна безпека»;

- ДБН В.1.2-8-2008

«Основні вимоги до будівель і споруд. Безпека
життя і здоров’я людини та захист навколишнього природного середовища»;

- ДБН В.1.2-9-2008

«Основні вимоги до будівель і споруд. Безпека експлуатації»;

- ДБН В.1.2-10-2008

«Основні вимоги до будівель і споруд. Захист від шуму»;

- ДБН В.1.2-11-2008

«Основні вимоги до будівель і споруд. Економія енергії»;

- ДБН В.1.2-12-2008

«Будівництво в умовах ущільнення забудови.
Вимоги безпеки»;

- ДБН В.1.2-14-2008

«Загальні принципи забезпечення надійності та конструктивної безпеки будівель, споруд, будівельних конструкцій та основ»;

- ДСТУ-Н Б В.1.2-13:2008

«Настанова. Основи проектування конструкцій.

Таким образом в течение 2008 -2009 гг. вышло более ста стандартов регламентирующих требования строительного производства и продукции.

В настоящий момент мы находимся в преддверии внедрения отраслевой системы сертификации в строительстве, которая будет базироваться, в первую очередь, на подтверждении оценки соответствия требований регламентных технических условий и строительных норм . Не исключено, что это произойдет в начале 2010 года.

 

9 Аспекты сертификации стоек МГС. Исходя из выше сказанного, для полноценного внедрения в практику массового строительства и выгодного позиционирования на товарном рынке Украины, стойки МГС должны иметь соответствующие доказательства в их надежности и безопасности.

В лучшем случае должно быть документально продемонстрировано соответствие предлагаемой продукции всем существующим на государственном уровне требованиям. И потребитель, сделавший ставку на стойки МГС, должен быть уведомлен о рисках, связанных с внедрением этих конструкций, а также о прогнозируемой их долговечности и правилах их содержания. То есть все возможные риски, связанные с эксплуатацией МГС должны быть мотивированно, доказательно и гарантированно сведены к минимуму.

Основными показателями, демонстрирующими пригодность стоек МГС для строительства и эксплуатации должны быть:

1 Обеспечение механического сопротивления и несущей способности;

2 Безопасность (эксплуатационная, пожарная и экологическая);

3 Согласованность с требованиями по защите от шума и вибрации.

Эти показатели должны соответствовать установленным в Украине нормам. Лучше, когда такие требования установлены нормативным документом на конкретный вид продукции, учитывающим специфичность ее конструкции.

Но и в отсутствие такого нормативного документа сертификация этой продукции может быть проведена на соответствие требований действующего ныне СНиП III 18-75 по правилам Системы УкрСЕПРО. Обращаю внимание, что СНиП III 18-75 по данным Минрегонстроя Украины будет пересмотрен в ближайшее время.

Работа по сертификации или оценки соответствия может быть выполнена аккредитованным и уполномоченным на такую деятельность органом по сертификации продукции.

Одним из таких является и наш орган «ОС ДнепроЦЛАССтрой», специализирующийся на сертификации продукции строительного назначения.

Желающие получить более подробную консультацию по вопросам и видам сертификации стоек МГС и других видов строительной продукции могут получить наши реквизиты у организаторов конференции.


МАТЕРИАЛЫ, ИЗДЕЛИЯ И КОНСТРУКЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ В УКРАИНЕ

Таблица 1

Найменування продукції

Позначення НД

Колони та гарцаби (фахверки) сталеві каркасів одноповерхових та багатоповерхових будівель

 

ГОСТ 23118-78
ГОСТ 23682-79
СНиП III-18-75

Конструкції каркасів сталеві рамкові і балки перекриття (покриття), балки колії підвісного транспорту, балки підкранові сталеві для мостових електричних кранів

 

ГОСТ 23118-78
ГОСТ 23121-78
ГОСТ 26429-85
СНиП III-18-75

Ферми сталеві

 

ГОСТ 23118-78
ГОСТ 23119-78
ГОСТ 27579-88
СНиП III-18-75

Панелі та елементи огороджувальних конструкцій (металеві, каркасні та безкаркасні)

 

ДСТУ Б В.2.6-3-95
(ГОСТ 22233-93)
ДСТУ Б В.2.6-8-95
(ГОСТ 30245-94)
ДСТУ Б В.2.6-9-95
(ГОСТ 24045-94)
ГОСТ 21562-76
ГОСТ 23118-78
ГОСТ 23486-79
ГОСТ 24524-80
ГОСТ 24767-81
СНиП III-18-75
СНиП II-3-79

Металеві сходи, площадки та огорожі сходів, балконів і дахів

 

ГОСТ 23118-78
ГОСТ 23120-78
ГОСТ 25772-83
СНиП III-18-75

Металоконструкції опор ліній електропередачі, відкритого розподільчого обладнання підстанцій, щоглових та баштових споруд

ГОСТ 23118-78
СНиП III-18-75

Металеві резервуари для нафти та нафтопродуктів, газгольдери та конструкції водонапірних башт

 

ГОСТ 23118-78
ГОСТ 5172-63
ГОСТ 17032-71
СНиП III-18-75

Будівлі модульні збірні

 

ГОСТ 22853-86
ГОСТ 23118-78
СНиП III-18-75

Цементи загально-будівельного призначення та сульфатостійкі

 

ДСТУ Б В.2.7-46-96
ДСТУ Б В.2.7-85-99
(ГОСТ 22266-94)

Вироби стінові дрібноштучні 

 

ДСТУ Б В.2.7-7-94
ДСТУ Б В.2.7-36-95
ГОСТ 6133-84

Цегла і камені керамічні та силікатні 

 

ДСТУ Б В.2.7-61-97
ДСТУ Б В.2.7-80-98

 

Палі залізобетонні

 

ДСТУ Б В.2.6-2-95
ГОСТ 19804 -91


Окончание таблицы 1

 

 

Найменування продукції

Позначення НД

Колони залізобетонні 

 

ДСТУ Б В.2.6-2-95
ГОСТ 25628-90
ГОСТ 18979-90

Балки кроквові та підкроквові залізобетонні 

ДСТУ Б В.2.6-2-95
ГОСТ 20372-90

Ригелі залізобетонні для багатоповерхових будівель 

 

ДСТУ Б В. 2.6-2-95
ГОСТ 18980-90

Перемички залізобетонні для будівель з цегляними стінами

 

ДСТУ Б В. 2.6-2-95
ГОСТ 948-84

Панелі залізобетонні стінові зовнішні 

 

ДСТУ Б В.2.6-2-95
ГОСТ 11024-84
ГОСТ 11118-73
СНиП II-3-79

Плити покриття залізобетонні для будівель підприємств

ДСТУ Б В. 2.6-2-95
ГОСТ 28042-89

Плити перекриття залізобетонні

 

ДСТУ Б В. 2.6-2-95
ГОСТ 9561-91
ГОСТ 12767-94
ГОСТ 21506-87
ГОСТ 27215-87

Плити залізобетонні для покриття міських доріг

 

ДСТУ Б В.2.6-2-95
ГОСТ 21924.0-84

Опори залізобетонні ліній електропередач, зв'язку та елементи контактної мережі електрифікованих доріг і освітлювальної мережі

 

ДСТУ Б В.2.6-2-95
ДСТУ Б В.2.6-21-2000
(ГОСТ 19330-91)
ГОСТ 22131-76
ГОСТ 22687.0-85

Шпали залізобетонні попередньо напружені

 

ДСТУ Б В. 2.6-2-95
ГОСТ 10629-88
ГОСТ 21174-75

Залізобетонні елементи сходів

 

ДСТУ Б В. 2.6-2-95
ГОСТ 8717.0-84
ГОСТ 9818-85

Плити балконів та лоджій залізобетонні

 

ДСТУ Б В. 2.6-2-95
ГОСТ 25697-83

Вікна та двері для будинків і споруд

ДСТУ Б В.2.6-11-97
ДСТУ Б В.2.6-15-99
ДСТУ Б В.2.6-23-2001
(ГОСТ 23166-99)
ДСТУ Б В.2.6-24-2001
(ГОСТ 24700-99)
ДСТУ Б В.2.6-107-2001
(ГОСТ 24866-99)
ГОСТ 475-78
ГОСТ 21096-75
ГОСТ 21519-84
ГОСТ 23344-78

ГОСТ 23747-88
ГОСТ 25097-82

СНиП II-3-79


 

 

МОДЕЛИ (СХЕМЫ) СЕРТИФИКАЦИИ ПРОДУКЦИИ УКРСЕПРО

 

Таблица 2

Состав процедур сертификации

Срок действия сертификата

 

Для продукции, изготовленной в виде партии:

 

- идентификация партии продукции, проведение сертификационных испытаний

 

Срок, необходимый для реализации продукции,

до одного года

 

Для продукции, выпускаемой серийно:

 

- по схеме с анализом документации, представленной

заявителем (без обследования производства) и проведением

сертификационных испытаний

до одного года

- по схеме с обследованием производства и проведением

сертификационных испытаний

до двух лет

- по схеме с аттестацией производства

до трех лет

- по схеме с сертификацией (оценкой) системы управления

качеством производства

до пяти лет

 

 

 



Фото-2
Монтаж
Фото-2


Сейчас 81 гостей онлайн
Применение полимерных стоек, как опор ВЛ, в ближайшие 10 лет:
 
Locations of visitors to this page