Russian (CIS)English (United Kingdom)
ГлавнаяКонференцииПубликации → Жил такой трест
Жил такой трест
17 февраля 2005 года
скончался
бывший управляющий трестом
«Южэлектросетьстрой»
РОЩИН Владимир Николаевич.
Его памяти посвящается эта рубрика
о людях мужественной профессии – строителях, монтажниках, отдавших свой самоотверженный труд
делу электросетевого строительства.

Семенко В.Д., Аргазцев Г.П., Бузницкий Е.А., Рощин А.В.
 
 
В 2004 году ОАО «Южэлектросетьстрой» исполнилось бы 70 лет. Уже на протяжении четырех лет это предприятие проходит процедуру банкротства. И этот факт не кажется закономерным, особенно оглядываясь назад, обращаясь к началу огромного созидательного пути линейщиков-энергостроителей.
Строительство электрических сетей для промышленности, электрификация железных дорог и сельского хозяйства, строительство производственных баз, сооружение жилых домов для рабочих – такова многогранная деятельность коллектива сетевиков-линейщиков «Южэлектросетьстроя».
70 лет – это большой период, охватывающий жизнь и работу трех поколений людей, переживших тяжелые годы Великой Отечественной войны, самоотверженно восстанавливающих разрушенное энергохозяйство, наново построивших послевоенную энергетику и, в итоге, пришедших к банкротству к концу 90-х годов, самую малость не дотянув до принятия антикоррупционной программы «Чистая энергия».
Об этих людях и их славных делах в течение долгого 70-летнего пути и пойдет речь.
 
Протяженность всех линий электропередачи от электростанций царской России составляла всего 100 км.
Отсталое электрическое хозяйство пришло в упадок в годы первой империалистической и гражданской войны, в годы разрухи.
Белогвардейцами были захвачены Баку и Донбасс, поэтому, большинство существующих электростанций переживало острую нужду в топливе.
Производство электроэнергии в 1921 году снизилось против военного в 4 раза. 22 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов был принят план ГОЭЛРО – план электрификации страны.
Благодаря трудовому героизму энергостроителей, творческой деятельности рабочих и инженеров, в октябре 1926 года вошла в действие первая электростанция в Донбассе – Штеровская ГРЭС, строившаяся с 1922 года.
В том же, 1926 году, в Донбассе была введена первая линия электропередачи 110 кВ – Штеровка – Кадиевка, протяженностью 140 км.
Для передачи мощности с Штеровской ГРЭС возникает необходимость в новых линиях электропередачи, поэтому, при «Штергрестрое» была создана организация под названием ОПЛ – отдел по постройке линий и электрических подстанций, которая и занялась этим строительством.
Следует отметить, что к 1929 году протяженность линий электропередачи напряжением свыше 10 кВ увеличилась уже до 2032 км, т.е. в 20 раз по сравнению с 1913 годом. При этом протяженность линий напряжением 110 кВ, которых до 1922 года в России вообще не было, составила 965 км.
В 1928 году ОПЛ был передан из подчинения «Штергрестроя» тресту «Донбассток» в г. Харькове и был переименован в управление «Элдонбасстрой», с возложением на него функций строительства линий передачи и электроподстанций в Донбассе.
Эта организация просуществовала до 1930 года, выполнив все работы, связанные с передачей мощности от Штеровской ГРЭС: строительством ЛЭП Штергрэс-Кадиевка 140 км, ЛЭП 35 кВ Штергрэс-Карловка 12 км, Штергрэс-Хрустальная 10 км, Штергрэс-Ровеньки-Должанка 75 км, Штергрэс-Чистяково 30 км, Штергрэс-Снежная 12 км и другие (за исключением Штергрэс-Кадиевки, все линии строились на деревянных опорах).
Структура «Элдонбасстроя» состояла из районных отделов по месту работы, охватывая весь Донбасс. Этой организацией за пределами Донбасса работы в то время не выполнялись.
Первым пятилетним планом, утвержденным в мае 1929 года, предусматривалось проведение в 1929-1933 годах широкой программы энергетического строительства. Эта программа была выполнена досрочно к 1 января 1933 года. В этот период была сооружена и введена в эксплуатацию гидроэлектростанция ДнепроГЭС (10.10.1932 г.), предназначенная для улучшения энергоснабжения промышленной базы Приднепровья. Это была к тому времени крупнейшая гидростанция в Европе.
В целях улучшения электроснабжения Донбасса, ранее осуществлявшегося от мелких рудничных и фабрично-заводских электростанций, к 1934 году были сооружены Северодонецкая ГРЭС, Зуевская ГРЭС (1931 год) и Шахтинская ГРЭС. Возникла крайняя необходимость в строительстве и расширении электрических сетей, передающих мощность потребителям от построенных электростанций.
Одновременно осуществлялось соединение электрическими сетями шахтных и заводских электростанций.
Для распределения мощностей от электрических станций, особенно ДнепроГЭСа, напряжение 110 кВ оказалось уже недостаточным. Наилучшим для передачи мощности ЛЭП было признано напряжение 220 кВ, что и было применено в первой межсистемной линии Днепр-Донбасс, связавшей район Запорожья с Кураховской ГРЭС в западной части Донбасса и Зуевской ГРЭС в центральной его части. Эту уникальную для того времени линию электропередачи строили две организации, причем возводили ее с двух сторон одновременно: со стороны Запорожья – Днепросетьстрой и со стороны Донбасса – Донсетьстрой (линейная организация Донэнерго, расположенная в п. Мушкетово). Необходимо отметить, что в те годы техническая оснащенность линейных организаций была очень слабой. Опоры, как правило, ставили деревянные, развозка леса для опор и провода производилась не машинами, а на лошадях. На пикетах трассы производилась подгонка деталей, сборка опор, их установка, затем монтировался провод. Работы большей частью производились вручную, с применением «рабочей смекалки».
 
 
 
В каждом эксплуатационном районе в Донбассе при Донэнерго, были созданы свои управления, которые занимались строительством сетей и подстанций.
Значительное увеличение масштабов сетевого строительства при одновременном росте удельного веса линий электропередачи напряжением 220 кВ и выше, потребовало механизации процессов труда и совершенствования организации и управления строительством сетей.
В 30-х годах началось создание самостоятельных хозрасчетных контор по сетевому строительству при сетевых районах Донэнерго. Эти организации сыграли большую роль в деле развития сетей и подстанций в Донбассе. Однако успешное завершение задач первого пятилетнего плана и возросшие требования к развитию энергетики во второй пятилетке, а также эксплуатация ДнепроГЭС и необходимость связи гидроэлектростанции с энергетикой Донбасса, настоятельно требовали изменения существующей организационной структуры сетевых организаций.
В связи с этим, 9 сентября 1934 года в составе Донэнерго было организовано единое управление строительства линий электропередачи и электрических подстанций под названием «Донсетьстрой» в п. Мушкетово на базе сетевого района. Эта дата - начало существования сетевого строительно-монтажного треста «Донсетьстрой», преемником которого и является трест «Южэлектросетьстрой».
Структура создания сетевого управления состояла из отдельных производственных групп:
а. Линейной группы по строительству линий электропередачи (начальник Шмелев Н.М.)
б. Монтажной группы – по монтажу оборудования на подстанциях (начальник Волович Я.Г.)
в. Строительной группы – по строительству электроподстанций, мастерских, жилых домов (начальник группы Пилецкий)
г. Ремзавод – мастерские по изготовлению деталей оборудования и ремонту механизмов (начальник Быковец).
Основные работы велись по строительству ЛЭП 220 кВ Днепр-Донбасс, а так же ряду других линейных и подстанционных объектов передающих мощности от Штеровской ГРЭС и Шахтинской ГРЭС.
Второй и третий пятилетние планы (1934-1938-1942г.г.), предусматривали реконструкцию всего народного хозяйства на базе электрификации страны и явились значительным этапом в развитии электроэнергетики. В частности, в 1934 году было электрифицировано 1800 км железных дорог против 52 км в 1930 году, а производство электроэнергии к 1942 году должно было возрасти на 20 % к уровню 1937 года.
Для обеспечения энергетического строительства на всей территории юга СССР, в 1938 году был организован трест «Южэлектрострой» в городе Харькове.
Управляющим трестом был назначен Бондарев Н.М. Предприятие выполняло все строительно-монтажные работы на электроподстанциях и в электросетях на правах подрядной организации по договорам с заказчиками.
В состав треста были переданы все строительные организации на электростанциях юга России на правах стройплощадок и две сетевых организации в Запорожье  и Донецке: Днепросетьстрой и Донсетьстрой как строительные управления.
Строительное управление Донсетьстрой, которое в этот период возглавлял Васильев Н.Т., уже имело в поселке Мушкетово хорошую производственную базу, жилье для работников (60 квартирный жилой дом и деревянные бараки общей площадью до 3000 кв. м.),  столярные мастерские, механические мастерские, конный двор, подсобное хозяйство, подъездную железнодорожную ветку.
Работы по строительству линий электропередачи и электроподстанций велись в Донбассе отдельными прорабскими участками и монтажными бригадами. Такая организационная форма просуществовала до 1941 года. Перед Великой Отечественной войной в наркомате электростанций был организован главк по сетевому строительству (начальник Талалаев) – Главсетьстрой, в подчинение которого были переданы все сетевые организации.
Управления Донсетьстрой и Днепрсетьстрой были изъяты из ведения треста «Южэлектросетьстрой», реорганизованы и объединены в один трест «Донднепросетьстрой» с непосредственным подчинением Главсетьстрою в г. Москве.
Не успев организационно перестроиться, трест «Донднепросетьстрой», ведущий работы по строительству линий электропередачи и электроподстанций на территории двух энергосистем – Донбасской и Днепровской, с первых месяцев войны был переброшен на работы по демонтажу оборудования на электроподстанциях для отправки на Восток.
В связи с перебазированием промышленности на Восток, Урал и в Сибирь, потребовался срочный ввод в этих районах энергетических мощностей на базе оборудования, перевезенного из Западных, Центральных и Южных районов страны, позднее захваченных врагом.
До эвакуации предприятий, еще в июле 1941 года, Наркоматом было предложено организовать отдельные участки по сетевому строительству в г. Грозном при Кавказэнергострое, г. Чапаевске при Куйбышевэнергострое, куда и направлять работников и членов их семей. В октябре начали направлять на Кавказ и в Чапаевск людей и оборудование. Оставшиеся рабочие, бригадиры, прорабы во главе с Филимончуком (главный инженер) и Васильевым (управляющий трестом) продолжали работы по демонтажу оборудования подстанций.
С 21 октября 1941 года трест «Донднеросетьстрой» как самостоятельная организация прекратил существование, отдельные группы его работников влились в Уральскую, Кузбасскую и Кавказскую энергосистемы.
 На Терском, хребте в районе Молгабека кавказская группа под руководством Болдырева в особо трудных горных условиях строила линии электропередачи для обеспечения буровых скважин, дававших фронту нефть и бен­зин.
Отдельная группа в составе Филимончука, Ухина, Гришко, Гвоздева и других, всего 40 человек, по заданию Наркомата выехала на Урал, в город Миас, где восстанавливался эвакуированный тракторный завод, нуждавшийся в линии электропередачи 20 км, которая и была закончена в рекордно короткий срок. Всего за 4 месяца были по­строены еще две линии - к алюминиевому заводу и угольной шахте. Работы проводились зимой, в сильные морозы и снежные заносы, без теплой одежды. Однако заданные Наркоматом сроки были выдержаны, и все линии сданы в срок.
По мере продвижения наших войск, в мае 1942 года по заданию Наркомата выехала в Донбасс группа линейщиков, где под руководством Филимончука приступила к восстановлению разрушенных бомбежкой линий и замене трансформаторов на участках. Группа линейщиков из 80 рабочих называлась аварийно-восстановительной колонной Донсетьстроя и вела замену трансформаторов подстанций Должанской, Ровеньской и других.
В июле 1942 года обстановка на этом участке фронта резко ухудшилась и колонна линейщиков выехала в Грозный, а часть работников направили  в состав треста Кузбассетьстрой, в городе Кемерово.
За годы войны донецкими линейщиками было совершено много героических дел. Это и демонтаж провода и оборудования под бомбежкой и восстановление линий на заминированных участках.
Городской комитет Обороны г. Сталинграда Постановлением № 489 от 5 августа 1943 года отметил особую важность работы линейщиков по восстановлению энергосистемы и наградил грамотами Филимончука, Болдырева, Ухина, Ровного, Скибу, Омельченко, Бойко, Яковлева – всего 15 человек. 1 ноября 1943 года некоторые работники были награждены орденами и медалями СССР.
В 1943 году принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».
За время войны было разрушено более 10 тысяч км линий электропередачи напряжением свыше 10 кВ, что составило 45% всех ЛЭП, находившихся на оккупированных территориях. В сентябре 1943 года приказом заместителя наркомэлектро Дробышева часть руководства бывшего управления строительства «Донднепросетьстрой» была переброшена в Донбасс с определенными задачами: восстановить базу строительства сетей и организовать восстановительные работы по высоковольтным линиям и подстанциям. В ноябре 1943 года был создан специализированный трест «Донбассетьстрой», на который были возложены задачи строительства новых и восстановление разрушеных линий электропередачи и электроподстанций. Организация треста протекала медленно из-за нехватки инженерно-технических работников, квалифицированных рабочих, оборудования, механизмов.
Страна нуждалась, в первую очередь, в электроэнергии, поэтому было необходимо в кратчайший срок подать в Донбасс мощности из системы Ростовэнерго, требовалось немедленно начать строительство линий электропередачи от Несветай ГРЭС до частично уцелевшей подстанции Должанская.
 
В ЦК КПУ Хрущеву ежедневно передавались телеграммы о состоянии работ и ходе строи­тельства.
8 января 1944 года ЛЭП 110 кв. протяженностью 37 км. была введена в эксплуатацию, шахты Донбасса и его заводы получили электроэнергию, что дало возможность начать восстановление промышленности и приступить к выпуску продукции.
Это был героический труд  линейщиков Донбасса. За досрочный ввод этого объекта им были присуждены правительственные награды, а коллективу строителей была объявлена личная благодарность Хрущева.
После окончания строительства этого ударного, важнейшего объекта, нужно было заняться восстановлением жилья, линий электропередачи, электроподстанций, объектов производственной базы,   разрушенных врагом.
Первоочередной задачей явилось в этот период восстановле­ние жилого 60-ти квартирного дома  (2330 кв.м.), поскольку часть рабо­чих поселилась в школе и в уцелевшей базе универмага, где размести­лось управление треста. Приступили к строительству временных сооружений, гаража, мастерских, клуба, бани, построили детский сад, ясли на 10 детей, материальные склады.
Восстановление хозяйства и энергетической базы в 1944 г проходило в период, когда еще продолжалась война и нужны были материальные и людские ресурсы. Эти условия требовали от руководителей  проявления особой оперативности и умения нахо­дить на месте все возможные резервы для выполнения максимально­го объема работ.
Следовало организовать свое подсобное производство и наладить выпуск оборудования, необходимого для восстановительных работ.
Было организовано основное подсобное предприятие – ремонтно-механический завод, находившийся в п. Мушкетово, выпускающий метал­локонструкции для линий электропередачи и электроподстанций, поковки, линейную арматуру, литье и различные инструменты.
Уже в то время завод насчитывал 250 рабочих, имел цех металлоконструкций, который выпускал 500 тонн изделий в год, литейный цех с вагранкой до 200 тонн литья в год, кузнечный цех на 6 горнов, механическую мастерскую, модельную мастерскую и авторемонтный цех, выполняющий все ремонтные работы по автопарку  треста.
Была организована столярная мастерская  - лесопильная рама, а также открыта угольная шахта, добывающая 10 тонн угля в день. Кроме того, тресту была выделена лесосека в с. Кременном для заготовки высоковольтного леса и дров для бытовых нужд.
 За год было пошито более 1000 костюмов, 250 комплектов спецодежды, 980 комплектов постельного белья для общежития , 550 комплектов мужского белья, 525 пар обуви.
Было выполнено строительно-монтажных работ на сумму 1700 тысяч рублей (в старых ценах).
Трест значительно укрепил свою структуру и оформился как организация, имеющая в своем составе крепкие кадры квалифицированных рабочих-строителей, линейщиков, монтажников, частично восстановленную производственную базу, транспортное, складское, жилищное хозяйство.
За 1944 год закончено и введено в действие три линии 110 кВ протяженностью 184 км Несветай-Должанка, Гундоровка-Ворошиловград и Днепр-Донбасс и ЛЭП 35 кВ. Введены в действие линии связи Должанка-Сумы 50 км и Каменск-Ворошиловград 85 км, обеспечившие связь системы Ростовэнерго с Донбассом. Введена трансформаторная группа на Сталинской подстанции мощностью 31,5мва, Должанской подстанции 10 мва Анадольского и Доломитного завода. Восстановление разрушенных помещений велось в Мушкетово на собственной базе. Восстановлены частично центральная часть 60-квартирного жилого дома, где разместилось управление треста, освободив помещение базы универмага. Всего восстановлено жилой площади 1550 кв. м, введен в эксплуатацию 12 квартирный дом на подстанции Туковая 350 кв. м и временное общежитие в Мушкетово 1200 кв. м.
Система «пообъектного строительства», которая в первый год восстановления Донбасса  применялась в тресте и копировавшая систему  довоенного треста "Волгосетьстрой", при которой сетевые участки занимались одновременно строительством линий, монтажом подстанций, гражданскими сооружениями себя не оправдала, поскольку сетевые организации не справились с производством строительных работ и монтажом оборудования.
В ноябре 1944 года Приказом Главэнергостроя была установлена новая структура треста, предусматривающая организацию в его составе специализированных предприятий.
В составе треста были организованы 4 основных производственных единицы:
1. Управление линейным строительством (строительство линий электропередачи и линий связи), находившееся г. Ворошиловграде.
2. Электромонтажное  предприятие, ведущее работы по монтажу оборудования на электроподстанциях, расположенное в п. Мушкетово.
3. Управление по строительству электроподстанций и гражданских сооружений (в пос. Мушкетово).
4. Завод металлоконструкций (Реммехзавод), находившийся на базе треста в п. Мушкетово.
Такая четкая организационная структура создалась только к концу 1944 года и поэтому в первой половине 1945 года трест укреплял предприятия руководящими кадрами, квалифицированными рабочими, оснащал их  механизмами.
Неблагоприятным было и положение с оборудованием, потребным для монтажа  электроподстанции в 1945 роду. Поэтому велись работы по монтажу оборудования на восстанавли­ваемых электроподстанциях -Донецкой, Петрово-Лидиевской, Ворошилов­ской, Должанской, Туковой, Кадиевской.
Нижеприведенная таблица характеризует состояние с обеспечением оборудования.
 
 
Требовалось
Имелось в наличии
Разъединители  110 кВ
                             35 кВ
                               6 кВ
56
147
263
32
32
159
Масляные выключатели 110 кВ
                                            35 кВ
                                              6 кВ
16
38
71
7
19
23
Аккумуляторные батареи
8
1
Трансформаторы напряжения
94
12
Трансформаторы тока
200
44
 
Необходимо было найти пути для изыскания крайне нужного оборудования.
В марте 1945 г. Наркоматом  электростанций было дано распоряжение об отправке группы специалистов из треста в Германию с заданием отыскать и отправить в советский Союз энергетическое оборудование, захваченное фашистами во время оккупации.
При тресте была организована специальная база импортного оборудования, которая обслуживалась штатом из 21 человека и подчинялась Наркомату электростанций. В Германию была направлена группа квалифицированных монтажников.
Специалисты линейщики были включены в трофейные батальоны  регулярной Советской Армии и приступили к работам по выявлению необходимого оборудования и его демонтажу для отправки в Союз.
Отдельные, фашистские группировки, обстреливали наших работников, но, к счастью, никто не пострадал.
Сопровождая груженые эшелоны с оборудованием, линейщики в октябре 1946 года вернулись на Родину, сдали оружие, получили аттестат и довольствие и приступили к мирному труду по восстановлению разрушенного хозяйства.
Организационная форма сетевых  строительств, при кото­ром линии электропередачи 35 кВ и выше сооружались прорабскими участками строительных управлений либо персоналом эксплуатационной сети, просуществовала до 1946 года.
В 1946 в Министерстве электростанций было создано Главное управление по строительству сетей и подстанций – Главэлектросетьстрой.
Начальником управления был назначен Грошев Н.И.
В составе этого Главка были организованы шесть специализированных строительно-монтажных трестов: в Москве, Ленинграде, Свердловске, Тбилиси, Новосибирске и Донецке.
С этого времени было положено начало перевода сетевого строительства на индустриальные рельсы, хотя механизмов и транспорта было еще не достаточно, а ремонтная база вообще отсутствовала.
Трест «Донбассетьстрой» как единственная организация, ведущая сетевое строительство в Украине и Южной части РФСР, должен был за 1946-1950 г.г. выполнить следующие задачи:
- построить 43 линии электропередачи напряжением 35-110 и 220 кВ протяженностью 1630 км.;
- ввести новые трансформаторные мощности на электроподстанциях в количестве 640 ква.;
- закончить строительство линий диспетчерской связи протяженностью 530 км.;
- построить жилье для рабочих общей площадью 3200 кв.м.;
- построить промышленных зданий электроподстанций и собственные производственные базы – 20800 кб. м.
Характерна динамика объемов работ в тот период:
 
 
1946 г.
1950 г.
Линии электропередачи, км
174
596
Трансформаторные мощности на электроподстанциях, мва
56
140
Линии диспетчерской связи, км
15
230
 
В этот период коллектив треста выполняет работы по строительству линий для систем Ростовэнерго, Волгодонстроя, Крымэнерго, Донбассэнерго.
В Донбассе для связи с системой Днепроэнерго построена вторая цепь ЛЭП 220 кВ. Днепр-Донбасс длиной 156 км.
Для системы Донбассэнерго построены ЛЭП Мироновка-Лисичанск 50 км, Щербиновка-Краматорск 56 км, Кураховка-Мариуполь 109 км.
Строились крупные электроподстанции – Красноармейская 110 кВ, Парткоммуна 110 кВ, Щербиновская 220 кВ, Туковая, Холодная балка и др.
Выполнять работы одним линейным участком стало невозможно, поэтому в 1947-1949 г.г. претерпевает изменения структура треста. К 1950 году трест получает уже стройную организационную структуру – монтажные участки закрепляются за определенными районами – энергосистемами.
К началу 1950 года структура треста состояла из семи организаций:
-         стройуправление № 1, п. Мушкетово
-         монтажный участок № 2, г. Ростов
-         монтажный участок № 1, п. Мушкетово
-         монтажный участок № 5, г. Симферополь
-         монтажный участок № 7, г. Артемовск
-         транспортная контора, п. Мушкетово
-         завод металлоконструкций, п. Мушкетово
Эти организации были самостоятельными хозрасчетными предприятиями с постоянным местом пребывания и несущими полную ответственность за производственную, хозяйственную и финансовую деятельность.
Руководство треста уделило особое внимание строительству баз для участков в Ростове, Симферополе, Артемовске, сооружению контор, складов, мастерских, гаражей, жилья для рабочих.
В 1951 году надлежало закончить и сдать в эксплуатацию ЛЭП 220 кВ Днепр-Донбасс (II цепь) 156 км, Щербиновка-Мироновка-Несветай 220 кВ протяженностью 220 км, построить для Волгодонстроя 215 км ЛЭП с переходом через реку Волгу 2021 м. Было предусмотрено освоение объема строительно-монтажных работ на 41518 тысяч рублей, ввод трансформаторной мощности на подстанциях (1486 мва), построить 18873 кв. м. жилья.
Одновременно трест проводил работы на Урале, в Горьком, Новосибирске.
С 1952 года тресту были поручены работы по строительству литейного завода в г. Харцызске и изоляторного завода в г. Славянске. В 1953 году был построен собственный завод металлоконструкций в Мушкетово. А в 1955 году начато строительство Мироновского завода железобетонных опор.
 
 
Трест из линейной организации превращался в строительно-монтажную, в которой только строительные работы составляли 60 % от всего объема работ.
Экономические показатели треста за 20 лет работы с 1946 по 1965 год составили:
 
 
1946-1950 г.г
1951-1955 г.г
1956-1960 г.г
1961-1965 г.г
Объем строительно-монтажных работ, тыс. руб.
15222
30719
68056
102072
Построено линий электропередачи, км
1431
2014
7280
9802
Введено трансформаторных мощностей, мва
716
1214
2161
5635
Построено нового жилья, кв.м.
3477
15106
17015
27994
 
В 1953 году управляющего трестом Васильева Н.М. заменил новый управляющий Солодюк В.А.
С 1956 года в электросетевом строительстве произошли большие организационные изменения. В некоторых сетевых трестах Главсетьстроя были созданы первые 10 механизированных колонн, каждая с годовой программой строительства 200 км линий электропередачи напряжением 110-220 кВ и общим объемом 1600 тысяч рублей.
Механизированные колонны вели строительство поточным способом с применением комплексной механизации, осуществляя различные этапы работ с помощью специализированных бригад, оснащенных транспортом и механизмами.
Работа мехколонн вдвое увеличила объемы строительства. Мехколонны стали ведущими организациями по строительству сетей.
Первые две механизированные колонны организованы в 1958 году в тресте Донбассетьстрой (на базе монтажного участка в Запорожье – мехколонна № 5 и на базе Артемовского участка – мехколонна № 14).
В этом же году ликвидирован участок в г. Ворошиловграде, передан в состав треста на правах хозрасчетного участка для строительства ЛЭП на Кавказе в г. Туапсе строительно-монтажный поезд № 6 , введен в состав треста на правах промышленного предприятия Мироновский завод железобетонных изделий, производительностью 35000 куб. м бетонных изделий в год.
В 1958 году трест переименован в Союзный Монтажный трест «Южэлектросетьстрой». Управляющим треста назначен Антонов Б.С., переведенный из треста Уралэлектросетьстрой в Донбасс.
В составе треста действовали:
-         стройуправление № 1, г. Донецк
-         монтажный участок № 3, г. Донецк
-         строительно-монтажный поезд, г. Туапсе
-         механизированная колонна № 5 , г. Запорожье
-         механизированная колонна № 14, г. Артемовск
В составе треста имелись два промышленных производства: металлоконструкций в Мушкетово и Мироновский завод железобетонных изделий.
Монтажный участок № 2 в г. Ростове передан во ведение треста Волгоэлектросетьстрой.
В 1958 году возведено 1128 км. линий электропередачи.
Основные объекты – ЛЭП СлавГРЭС-Змиев 138 км, Змиев-Харьков, Белореченская-Сочи, Харьков-Лозовая-Славянск 500 км, Чайкино-Михайловка 2х101 км, Старобешево-Ильич 84 км, ПДГРЭС-Первомайская 126 км.
Строились особо крупные электроподстанции: Чайкино, Михайловка, Первомайская, с монтажом трансформаторов по 120 мва.
В 1959 году в составе треста на базе монтажного участка № 3 организована мехколонна № 31.
Из Харьковского монтажного треста передано и включено в состав треста Южэлектросетьстрой Киевское стройуправление для обслуживания сетевым строительством нужд системы Киевэнерго.
В план треста включаются крупнейшие линии электропередачи напряжением 330 кВ.
В 1960 году трест принял участие в строительстве линии электропередачи постоянного тока напряжением 800 кВ Волгоград-Донбасс, передающей мощность от Волжской ГЭС до подстанции Михайловская.
Эта линия протяженностью 473 км была построена и введена в действие в 1965 году.
Тресту «Электросетьстрой» был поручен участок протяжен­ностью 200 км, который и был закончен в срок при отличном качестве работ.
В связи с развитием сетевого строительства, в 1959 году на базе Главэлектросетьстроя были созданы два Главка – Главвостокэлектросетьстрой и Главцентрэлектросетьстрой.
Для строительства на Украине и Южной части РСФСР были организованы тресты в Волгограде и Львове. Электромонтажные тресты были переданы вновь созданному Главку – Главэлектромонтаж. Харьковский трест Электромонтаж передал тресту «Южэлектросетьстрой» свои сетевые организации в Харькове, Львове и Стрыйский завод.
К 1961 году трест «Южэлектросетьстрой» имел в своем составе:
-         стройуправление № 1 , г. Донецк
-         механизированная колонна № 31, г. Донецк
-         механизированная колонна № 5, г. Днепропетровск
-         механизированная колонна № 14, г. Артемовск
-         механизированная колонна № 35, г. Киев
-         механизированная колонна № 25, г. Одесса
-         механизированная колонна № 26, г. Харьков
-         механизированная колонна № 34, г. Львов
-         завод металлоконструкций, г. Донецк
-         Стрыйский завод железобетонных опор, г. Стрый
-         автотранспортная контора, г. Донецк.
В 1961 году Мироновский заводжелезобетонных изделий был передан из ведения треста в Главэнергостройпром.
Трест привлекал субподрядные организации, число которых уже достигало 16. В этих условиях требовалось форсировать организацию новых сетевых трестов.
В конце 1963 года во Львове на базе механизированной колонны № 34 был создан новый сетевой трест – «Югзапэлектросетьстрой» (управляющий Спивак Л.А.). Этому тресту были переданы мехколонны № 25, г. Одесса, № 35, г. Киев, № 34, г. Львов и новая - № 62 в г. Винница с оснащением и кадрами.
Мехколонна № 26, г. Харьков, была ликвидирована, ее объемы, оснащение и кадры влились в состав мехколонны № 14, г. Артемовск.
Мехколонна № 5 была переведена в Днепропетровск. В г. Симферополе для выполнения сетевых работ системы Крымэнерго, Николаевэнерго, Харьковэнерго была организована механизированная колонна № 63 (начальник Зайдман) на базе монтажного участка от треста «Южэнергострой».
Уже к концу 1964 года трест имел в своем составе:
-         стройуправление № 1, г. Донецк
-         механизированная колонна № 31, г. Донецк
-         механизированная колонна № 5, г. Днепропетровск
-         механизированная колонна № 14, г. Артемовск
-         механизированная колонна № 63, г. Симферополь
-         Автотранспортная контора, г. Донецк
-         Жилищно-коммунальный отдел, г. Донецк.
В марте 1963 года из состава треста исключен Стрыйский завод в связи с передачей его Главэнергостройпрому. В ноябре 1963 года исключен из состава треста Мушкетовский завод металлоконструкций и передан Главэнергостроймеханизации.
В 1964 году трест вел работы по строительству 36 новых ЛЭП, 19 электроподстанций, строительству производственных баз и жилого фонда в мехколоннах.
В августе 1965 года приказом Минэнерго № 155, стройуправление № 1 переименовано в мехколонну № 26.
Таким образом, в составе треста остались только механизированные колонны, которые осуществляли работы по сооружению новых линий электропередачи и электроподстанции в основном на левобережной части Украины и других районах.
Объем работ увеличивается за счет строительства крупных линий электропередачи (750-400 кВ) и большого количества электроподстанций.
Количество объектов, на которых трест ведет работы, возрастает чуть ли не вдвое и составляет в 1969 году – 302, а в 1970 – 310 объектов.
В 1967 году в составе треста организована мехколонна № 76, г. Полтава, в г. Приднепровске на базе монтажного участка организована мехколонна № 65 для проведения монтажных работ на электроподстанциях, на правах промышленного предприятия организована производственно-ремонтная мастерская для изготовления металлоконструкций и ремонта механизмов.
В 1968 году мехколонна № 65 ликвидируется и объединяется с мехколонной № 5, г. Днепропетровск. Новой организации присваивается наименование  - механизированная колонна № 78. В составе треста на правах самостоятельоного предприятия организован хозрасчетный строительный участок в г. Донецке. Из треста «Электростройподстанция» передан монтажный участок в г. Донецке в состав треста «Южэлектросетьстрой».
1970 год. Монтажный участок связи реорганизован в мехколонну № 91. Ликвидирован стройучасток в г. Донецке, как выполнивший свои функции и не имеющий перспективы.
К 1971 году трест «Южэлектросетьстрой» имел в своем составе:
-         механизированная колонна № 14, г. Артемовск
-         механизированная колонна № 26, г. Донецк
-         механизированная колонна № 31, г. Донецк
-         механизированная колонна № 63, г. Симферополь
-         механизированная колонна № 76, г. Полтава
-         механизированная колонна № 78, г. Днепропетровск
-         механизированная колонна № 91, г. Донецк
-         производственная ремонтная мастерская, г. Донецк
-         транспортная контора, г. Донецк
-         жилищно-коммунальный отдел, г. Донецк.
 



Фото-4
Печи
Фото-4


Сейчас 60 гостей онлайн
Применение полимерных стоек, как опор ВЛ, в ближайшие 10 лет:
 
Locations of visitors to this page