17 февраля 2005 года
скончался
бывший управляющий трестом
«Южэлектросетьстрой»
РОЩИН Владимир Николаевич.
Его памяти посвящается эта рубрика
о людях мужественной профессии – строителях, монтажниках, отдавших свой самоотверженный труд
делу электросетевого строительства.
Семенко В.Д., Аргазцев Г.П., Бузницкий Е.А., Рощин А.В.
В 2004 году ОАО «Южэлектросетьстрой» исполнилось бы 70 лет. Уже на протяжении четырех лет это предприятие проходит процедуру банкротства. И этот факт не кажется закономерным, особенно оглядываясь назад, обращаясь к началу огромного созидательного пути линейщиков-энергостроителей.
Строительство электрических сетей для промышленности, электрификация железных дорог и сельского хозяйства, строительство производственных баз, сооружение жилых домов для рабочих – такова многогранная деятельность коллектива сетевиков-линейщиков «Южэлектросетьстроя».
70 лет – это большой период, охватывающий жизнь и работу трех поколений людей, переживших тяжелые годы Великой Отечественной войны, самоотверженно восстанавливающих разрушенное энергохозяйство, наново построивших послевоенную энергетику и, в итоге, пришедших к банкротству к концу 90-х годов, самую малость не дотянув до принятия антикоррупционной программы «Чистая энергия».
Об этих людях и их славных делах в течение долгого 70-летнего пути и пойдет речь.
Протяженность всех линий электропередачи от электростанций царской России составляла всего 100 км.
Отсталое электрическое хозяйство пришло в упадок в годы первой империалистической и гражданской войны, в годы разрухи.
Белогвардейцами были захвачены Баку и Донбасс, поэтому, большинство существующих электростанций переживало острую нужду в топливе.
Производство электроэнергии в 1921 году снизилось против военного в 4 раза. 22 декабря 1920 года на VIII Всероссийском съезде Советов был принят план ГОЭЛРО – план электрификации страны.
Благодаря трудовому героизму энергостроителей, творческой деятельности рабочих и инженеров, в октябре 1926 года вошла в действие первая электростанция в Донбассе – Штеровская ГРЭС, строившаяся с 1922 года.
В том же, 1926 году, в Донбассе была введена первая линия электропередачи 110 кВ – Штеровка – Кадиевка, протяженностью 140 км.
Для передачи мощности с Штеровской ГРЭС возникает необходимость в новых линиях электропередачи, поэтому, при «Штергрестрое» была создана организация под названием ОПЛ – отдел по постройке линий и электрических подстанций, которая и занялась этим строительством.
Следует отметить, что к 1929 году протяженность линий электропередачи напряжением свыше 10 кВ увеличилась уже до 2032 км, т.е. в 20 раз по сравнению с 1913 годом. При этом протяженность линий напряжением 110 кВ, которых до 1922 года в России вообще не было, составила 965 км.
В 1928 году ОПЛ был передан из подчинения «Штергрестроя» тресту «Донбассток» в г. Харькове и был переименован в управление «Элдонбасстрой», с возложением на него функций строительства линий передачи и электроподстанций в Донбассе.
Эта организация просуществовала до 1930 года, выполнив все работы, связанные с передачей мощности от Штеровской ГРЭС: строительством ЛЭП Штергрэс-Кадиевка 140 км, ЛЭП 35 кВ Штергрэс-Карловка 12 км, Штергрэс-Хрустальная 10 км, Штергрэс-Ровеньки-Должанка 75 км, Штергрэс-Чистяково 30 км, Штергрэс-Снежная 12 км и другие (за исключением Штергрэс-Кадиевки, все линии строились на деревянных опорах).
Структура «Элдонбасстроя» состояла из районных отделов по месту работы, охватывая весь Донбасс. Этой организацией за пределами Донбасса работы в то время не выполнялись.
Первым пятилетним планом, утвержденным в мае 1929 года, предусматривалось проведение в 1929-1933 годах широкой программы энергетического строительства. Эта программа была выполнена досрочно к 1 января 1933 года. В этот период была сооружена и введена в эксплуатацию гидроэлектростанция ДнепроГЭС (10.10.1932 г.), предназначенная для улучшения энергоснабжения промышленной базы Приднепровья. Это была к тому времени крупнейшая гидростанция в Европе.
В целях улучшения электроснабжения Донбасса, ранее осуществлявшегося от мелких рудничных и фабрично-заводских электростанций, к 1934 году были сооружены Северодонецкая ГРЭС, Зуевская ГРЭС (1931 год) и Шахтинская ГРЭС. Возникла крайняя необходимость в строительстве и расширении электрических сетей, передающих мощность потребителям от построенных электростанций.
Одновременно осуществлялось соединение электрическими сетями шахтных и заводских электростанций.
Для распределения мощностей от электрических станций, особенно ДнепроГЭСа, напряжение 110 кВ оказалось уже недостаточным. Наилучшим для передачи мощности ЛЭП было признано напряжение 220 кВ, что и было применено в первой межсистемной линии Днепр-Донбасс, связавшей район Запорожья с Кураховской ГРЭС в западной части Донбасса и Зуевской ГРЭС в центральной его части. Эту уникальную для того времени линию электропередачи строили две организации, причем возводили ее с двух сторон одновременно: со стороны Запорожья – Днепросетьстрой и со стороны Донбасса – Донсетьстрой (линейная организация Донэнерго, расположенная в п. Мушкетово). Необходимо отметить, что в те годы техническая оснащенность линейных организаций была очень слабой. Опоры, как правило, ставили деревянные, развозка леса для опор и провода производилась не машинами, а на лошадях. На пикетах трассы производилась подгонка деталей, сборка опор, их установка, затем монтировался провод. Работы большей частью производились вручную, с применением «рабочей смекалки».
В каждом эксплуатационном районе в Донбассе при Донэнерго, были созданы свои управления, которые занимались строительством сетей и подстанций.
Значительное увеличение масштабов сетевого строительства при одновременном росте удельного веса линий электропередачи напряжением 220 кВ и выше, потребовало механизации процессов труда и совершенствования организации и управления строительством сетей.
В 30-х годах началось создание самостоятельных хозрасчетных контор по сетевому строительству при сетевых районах Донэнерго. Эти организации сыграли большую роль в деле развития сетей и подстанций в Донбассе. Однако успешное завершение задач первого пятилетнего плана и возросшие требования к развитию энергетики во второй пятилетке, а также эксплуатация ДнепроГЭС и необходимость связи гидроэлектростанции с энергетикой Донбасса, настоятельно требовали изменения существующей организационной структуры сетевых организаций.
В связи с этим, 9 сентября 1934 года в составе Донэнерго было организовано единое управление строительства линий электропередачи и электрических подстанций под названием «Донсетьстрой» в п. Мушкетово на базе сетевого района. Эта дата - начало существования сетевого строительно-монтажного треста «Донсетьстрой», преемником которого и является трест «Южэлектросетьстрой».
Структура создания сетевого управления состояла из отдельных производственных групп:
а. Линейной группы по строительству линий электропередачи (начальник Шмелев Н.М.)
б. Монтажной группы – по монтажу оборудования на подстанциях (начальник Волович Я.Г.)
в. Строительной группы – по строительству электроподстанций, мастерских, жилых домов (начальник группы Пилецкий)
г. Ремзавод – мастерские по изготовлению деталей оборудования и ремонту механизмов (начальник Быковец).
Основные работы велись по строительству ЛЭП 220 кВ Днепр-Донбасс, а так же ряду других линейных и подстанционных объектов передающих мощности от Штеровской ГРЭС и Шахтинской ГРЭС.
Второй и третий пятилетние планы (1934-1938-1942г.г.), предусматривали реконструкцию всего народного хозяйства на базе электрификации страны и явились значительным этапом в развитии электроэнергетики. В частности, в 1934 году было электрифицировано 1800 км железных дорог против 52 км в 1930 году, а производство электроэнергии к 1942 году должно было возрасти на 20 % к уровню 1937 года.
Для обеспечения энергетического строительства на всей территории юга СССР, в 1938 году был организован трест «Южэлектрострой» в городе Харькове.
Управляющим трестом был назначен Бондарев Н.М. Предприятие выполняло все строительно-монтажные работы на электроподстанциях и в электросетях на правах подрядной организации по договорам с заказчиками.
В состав треста были переданы все строительные организации на электростанциях юга России на правах стройплощадок и две сетевых организации в Запорожье и Донецке: Днепросетьстрой и Донсетьстрой как строительные управления.
Строительное управление Донсетьстрой, которое в этот период возглавлял Васильев Н.Т., уже имело в поселке Мушкетово хорошую производственную базу, жилье для работников (60 квартирный жилой дом и деревянные бараки общей площадью до 3000 кв. м.), столярные мастерские, механические мастерские, конный двор, подсобное хозяйство, подъездную железнодорожную ветку.
Работы по строительству линий электропередачи и электроподстанций велись в Донбассе отдельными прорабскими участками и монтажными бригадами. Такая организационная форма просуществовала до 1941 года. Перед Великой Отечественной войной в наркомате электростанций был организован главк по сетевому строительству (начальник Талалаев) – Главсетьстрой, в подчинение которого были переданы все сетевые организации.
Управления Донсетьстрой и Днепрсетьстрой были изъяты из ведения треста «Южэлектросетьстрой», реорганизованы и объединены в один трест «Донднепросетьстрой» с непосредственным подчинением Главсетьстрою в г. Москве.
Не успев организационно перестроиться, трест «Донднепросетьстрой», ведущий работы по строительству линий электропередачи и электроподстанций на территории двух энергосистем – Донбасской и Днепровской, с первых месяцев войны был переброшен на работы по демонтажу оборудования на электроподстанциях для отправки на Восток.
В связи с перебазированием промышленности на Восток, Урал и в Сибирь, потребовался срочный ввод в этих районах энергетических мощностей на базе оборудования, перевезенного из Западных, Центральных и Южных районов страны, позднее захваченных врагом.
До эвакуации предприятий, еще в июле 1941 года, Наркоматом было предложено организовать отдельные участки по сетевому строительству в г. Грозном при Кавказэнергострое, г. Чапаевске при Куйбышевэнергострое, куда и направлять работников и членов их семей. В октябре начали направлять на Кавказ и в Чапаевск людей и оборудование. Оставшиеся рабочие, бригадиры, прорабы во главе с Филимончуком (главный инженер) и Васильевым (управляющий трестом) продолжали работы по демонтажу оборудования подстанций.
С 21 октября 1941 года трест «Донднеросетьстрой» как самостоятельная организация прекратил существование, отдельные группы его работников влились в Уральскую, Кузбасскую и Кавказскую энергосистемы.
На Терском, хребте в районе Молгабека кавказская группа под руководством Болдырева в особо трудных горных условиях строила линии электропередачи для обеспечения буровых скважин, дававших фронту нефть и бензин.
Отдельная группа в составе Филимончука, Ухина, Гришко, Гвоздева и других, всего 40 человек, по заданию Наркомата выехала на Урал, в город Миас, где восстанавливался эвакуированный тракторный завод, нуждавшийся в линии электропередачи 20 км, которая и была закончена в рекордно короткий срок. Всего за 4 месяца были построены еще две линии - к алюминиевому заводу и угольной шахте. Работы проводились зимой, в сильные морозы и снежные заносы, без теплой одежды. Однако заданные Наркоматом сроки были выдержаны, и все линии сданы в срок.
По мере продвижения наших войск, в мае 1942 года по заданию Наркомата выехала в Донбасс группа линейщиков, где под руководством Филимончука приступила к восстановлению разрушенных бомбежкой линий и замене трансформаторов на участках. Группа линейщиков из 80 рабочих называлась аварийно-восстановительной колонной Донсетьстроя и вела замену трансформаторов подстанций Должанской, Ровеньской и других.
В июле 1942 года обстановка на этом участке фронта резко ухудшилась и колонна линейщиков выехала в Грозный, а часть работников направили в состав треста Кузбассетьстрой, в городе Кемерово.
За годы войны донецкими линейщиками было совершено много героических дел. Это и демонтаж провода и оборудования под бомбежкой и восстановление линий на заминированных участках.
Городской комитет Обороны г. Сталинграда Постановлением № 489 от 5 августа 1943 года отметил особую важность работы линейщиков по восстановлению энергосистемы и наградил грамотами Филимончука, Болдырева, Ухина, Ровного, Скибу, Омельченко, Бойко, Яковлева – всего 15 человек. 1 ноября 1943 года некоторые работники были награждены орденами и медалями СССР.
В 1943 году принято постановление «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации».
За время войны было разрушено более 10 тысяч км линий электропередачи напряжением свыше 10 кВ, что составило 45% всех ЛЭП, находившихся на оккупированных территориях. В сентябре 1943 года приказом заместителя наркомэлектро Дробышева часть руководства бывшего управления строительства «Донднепросетьстрой» была переброшена в Донбасс с определенными задачами: восстановить базу строительства сетей и организовать восстановительные работы по высоковольтным линиям и подстанциям. В ноябре 1943 года был создан специализированный трест «Донбассетьстрой», на который были возложены задачи строительства новых и восстановление разрушеных линий электропередачи и электроподстанций. Организация треста протекала медленно из-за нехватки инженерно-технических работников, квалифицированных рабочих, оборудования, механизмов.
Страна нуждалась, в первую очередь, в электроэнергии, поэтому было необходимо в кратчайший срок подать в Донбасс мощности из системы Ростовэнерго, требовалось немедленно начать строительство линий электропередачи от Несветай ГРЭС до частично уцелевшей подстанции Должанская.
В ЦК КПУ Хрущеву ежедневно передавались телеграммы о состоянии работ и ходе строительства.
8 января 1944 года ЛЭП 110 кв. протяженностью 37 км. была введена в эксплуатацию, шахты Донбасса и его заводы получили электроэнергию, что дало возможность начать восстановление промышленности и приступить к выпуску продукции.
Это был героический труд линейщиков Донбасса. За досрочный ввод этого объекта им были присуждены правительственные награды, а коллективу строителей была объявлена личная благодарность Хрущева.
После окончания строительства этого ударного, важнейшего объекта, нужно было заняться восстановлением жилья, линий электропередачи, электроподстанций, объектов производственной базы, разрушенных врагом.
Первоочередной задачей явилось в этот период восстановление жилого 60-ти квартирного дома (2330 кв.м.), поскольку часть рабочих поселилась в школе и в уцелевшей базе универмага, где разместилось управление треста. Приступили к строительству временных сооружений, гаража, мастерских, клуба, бани, построили детский сад, ясли на 10 детей, материальные склады.
Восстановление хозяйства и энергетической базы в 1944 г проходило в период, когда еще продолжалась война и нужны были материальные и людские ресурсы. Эти условия требовали от руководителей проявления особой оперативности и умения находить на месте все возможные резервы для выполнения максимального объема работ.
Следовало организовать свое подсобное производство и наладить выпуск оборудования, необходимого для восстановительных работ.
Было организовано основное подсобное предприятие – ремонтно-механический завод, находившийся в п. Мушкетово, выпускающий металлоконструкции для линий электропередачи и электроподстанций, поковки, линейную арматуру, литье и различные инструменты.
Уже в то время завод насчитывал 250 рабочих, имел цех металлоконструкций, который выпускал 500 тонн изделий в год, литейный цех с вагранкой до 200 тонн литья в год, кузнечный цех на 6 горнов, механическую мастерскую, модельную мастерскую и авторемонтный цех, выполняющий все ремонтные работы по автопарку треста.
Была организована столярная мастерская - лесопильная рама, а также открыта угольная шахта, добывающая 10 тонн угля в день. Кроме того, тресту была выделена лесосека в с. Кременном для заготовки высоковольтного леса и дров для бытовых нужд.
За год было пошито более 1000 костюмов, 250 комплектов спецодежды, 980 комплектов постельного белья для общежития , 550 комплектов мужского белья, 525 пар обуви.
Было выполнено строительно-монтажных работ на сумму 1700 тысяч рублей (в старых ценах).
Трест значительно укрепил свою структуру и оформился как организация, имеющая в своем составе крепкие кадры квалифицированных рабочих-строителей, линейщиков, монтажников, частично восстановленную производственную базу, транспортное, складское, жилищное хозяйство.
За 1944 год закончено и введено в действие три линии 110 кВ протяженностью 184 км Несветай-Должанка, Гундоровка-Ворошиловград и Днепр-Донбасс и ЛЭП 35 кВ. Введены в действие линии связи Должанка-Сумы 50 км и Каменск-Ворошиловград 85 км, обеспечившие связь системы Ростовэнерго с Донбассом. Введена трансформаторная группа на Сталинской подстанции мощностью 31,5мва, Должанской подстанции 10 мва Анадольского и Доломитного завода. Восстановление разрушенных помещений велось в Мушкетово на собственной базе. Восстановлены частично центральная часть 60-квартирного жилого дома, где разместилось управление треста, освободив помещение базы универмага. Всего восстановлено жилой площади 1550 кв. м, введен в эксплуатацию 12 квартирный дом на подстанции Туковая 350 кв. м и временное общежитие в Мушкетово 1200 кв. м.
Система «пообъектного строительства», которая в первый год восстановления Донбасса применялась в тресте и копировавшая систему довоенного треста "Волгосетьстрой", при которой сетевые участки занимались одновременно строительством линий, монтажом подстанций, гражданскими сооружениями себя не оправдала, поскольку сетевые организации не справились с производством строительных работ и монтажом оборудования.
В ноябре 1944 года Приказом Главэнергостроя была установлена новая структура треста, предусматривающая организацию в его составе специализированных предприятий.
В составе треста были организованы 4 основных производственных единицы:
1. Управление линейным строительством (строительство линий электропередачи и линий связи), находившееся г. Ворошиловграде.
2. Электромонтажное предприятие, ведущее работы по монтажу оборудования на электроподстанциях, расположенное в п. Мушкетово.
3. Управление по строительству электроподстанций и гражданских сооружений (в пос. Мушкетово).
4. Завод металлоконструкций (Реммехзавод), находившийся на базе треста в п. Мушкетово.
Такая четкая организационная структура создалась только к концу 1944 года и поэтому в первой половине 1945 года трест укреплял предприятия руководящими кадрами, квалифицированными рабочими, оснащал их механизмами.
Неблагоприятным было и положение с оборудованием, потребным для монтажа электроподстанции в 1945 роду. Поэтому велись работы по монтажу оборудования на восстанавливаемых электроподстанциях -Донецкой, Петрово-Лидиевской, Ворошиловской, Должанской, Туковой, Кадиевской.
Нижеприведенная таблица характеризует состояние с обеспечением оборудования.
|
Требовалось
|
Имелось в наличии
|
Разъединители 110 кВ
35 кВ
6 кВ
|
56
147
263
|
32
32
159
|
Масляные выключатели 110 кВ
35 кВ
6 кВ
|
16
38
71
|
7
19
23
|
Аккумуляторные батареи
|
8
|
1
|
Трансформаторы напряжения
|
94
|
12
|
Трансформаторы тока
|
200
|
44
|
Необходимо было найти пути для изыскания крайне нужного оборудования.
В марте 1945 г. Наркоматом электростанций было дано распоряжение об отправке группы специалистов из треста в Германию с заданием отыскать и отправить в советский Союз энергетическое оборудование, захваченное фашистами во время оккупации.
При тресте была организована специальная база импортного оборудования, которая обслуживалась штатом из 21 человека и подчинялась Наркомату электростанций. В Германию была направлена группа квалифицированных монтажников.
Специалисты линейщики были включены в трофейные батальоны регулярной Советской Армии и приступили к работам по выявлению необходимого оборудования и его демонтажу для отправки в Союз.
Отдельные, фашистские группировки, обстреливали наших работников, но, к счастью, никто не пострадал.
Сопровождая груженые эшелоны с оборудованием, линейщики в октябре 1946 года вернулись на Родину, сдали оружие, получили аттестат и довольствие и приступили к мирному труду по восстановлению разрушенного хозяйства.
Организационная форма сетевых строительств, при котором линии электропередачи 35 кВ и выше сооружались прорабскими участками строительных управлений либо персоналом эксплуатационной сети, просуществовала до 1946 года.
В 1946 в Министерстве электростанций было создано Главное управление по строительству сетей и подстанций – Главэлектросетьстрой.
Начальником управления был назначен Грошев Н.И.
В составе этого Главка были организованы шесть специализированных строительно-монтажных трестов: в Москве, Ленинграде, Свердловске, Тбилиси, Новосибирске и Донецке.
С этого времени было положено начало перевода сетевого строительства на индустриальные рельсы, хотя механизмов и транспорта было еще не достаточно, а ремонтная база вообще отсутствовала.
Трест «Донбассетьстрой» как единственная организация, ведущая сетевое строительство в Украине и Южной части РФСР, должен был за 1946-1950 г.г. выполнить следующие задачи:
- построить 43 линии электропередачи напряжением 35-110 и 220 кВ протяженностью 1630 км.;
- ввести новые трансформаторные мощности на электроподстанциях в количестве 640 ква.;
- закончить строительство линий диспетчерской связи протяженностью 530 км.;
- построить жилье для рабочих общей площадью 3200 кв.м.;
- построить промышленных зданий электроподстанций и собственные производственные базы – 20800 кб. м.
Характерна динамика объемов работ в тот период:
|
1946 г.
|
1950 г.
|
Линии электропередачи, км
|
174
|
596
|
Трансформаторные мощности на электроподстанциях, мва
|
56
|
140
|
Линии диспетчерской связи, км
|
15
|
230
|
В этот период коллектив треста выполняет работы по строительству линий для систем Ростовэнерго, Волгодонстроя, Крымэнерго, Донбассэнерго.
В Донбассе для связи с системой Днепроэнерго построена вторая цепь ЛЭП 220 кВ. Днепр-Донбасс длиной 156 км.
Для системы Донбассэнерго построены ЛЭП Мироновка-Лисичанск 50 км, Щербиновка-Краматорск 56 км, Кураховка-Мариуполь 109 км.
Строились крупные электроподстанции – Красноармейская 110 кВ, Парткоммуна 110 кВ, Щербиновская 220 кВ, Туковая, Холодная балка и др.
Выполнять работы одним линейным участком стало невозможно, поэтому в 1947-1949 г.г. претерпевает изменения структура треста. К 1950 году трест получает уже стройную организационную структуру – монтажные участки закрепляются за определенными районами – энергосистемами.
К началу 1950 года структура треста состояла из семи организаций:
- стройуправление № 1, п. Мушкетово
- монтажный участок № 2, г. Ростов
- монтажный участок № 1, п. Мушкетово
- монтажный участок № 5, г. Симферополь
- монтажный участок № 7, г. Артемовск
- транспортная контора, п. Мушкетово
- завод металлоконструкций, п. Мушкетово
Эти организации были самостоятельными хозрасчетными предприятиями с постоянным местом пребывания и несущими полную ответственность за производственную, хозяйственную и финансовую деятельность.
Руководство треста уделило особое внимание строительству баз для участков в Ростове, Симферополе, Артемовске, сооружению контор, складов, мастерских, гаражей, жилья для рабочих.
В 1951 году надлежало закончить и сдать в эксплуатацию ЛЭП 220 кВ Днепр-Донбасс (II цепь) 156 км, Щербиновка-Мироновка-Несветай 220 кВ протяженностью 220 км, построить для Волгодонстроя 215 км ЛЭП с переходом через реку Волгу 2021 м. Было предусмотрено освоение объема строительно-монтажных работ на 41518 тысяч рублей, ввод трансформаторной мощности на подстанциях (1486 мва), построить 18873 кв. м. жилья.
Одновременно трест проводил работы на Урале, в Горьком, Новосибирске.
С 1952 года тресту были поручены работы по строительству литейного завода в г. Харцызске и изоляторного завода в г. Славянске. В 1953 году был построен собственный завод металлоконструкций в Мушкетово. А в 1955 году начато строительство Мироновского завода железобетонных опор.
Трест из линейной организации превращался в строительно-монтажную, в которой только строительные работы составляли 60 % от всего объема работ.
Экономические показатели треста за 20 лет работы с 1946 по 1965 год составили:
|
1946-1950 г.г
|
1951-1955 г.г
|
1956-1960 г.г
|
1961-1965 г.г
|
Объем строительно-монтажных работ, тыс. руб.
|
15222
|
30719
|
68056
|
102072
|
Построено линий электропередачи, км
|
1431
|
2014
|
7280
|
9802
|
Введено трансформаторных мощностей, мва
|
716
|
1214
|
2161
|
5635
|
Построено нового жилья, кв.м.
|
3477
|
15106
|
17015
|
27994
|
В 1953 году управляющего трестом Васильева Н.М. заменил новый управляющий Солодюк В.А.
С 1956 года в электросетевом строительстве произошли большие организационные изменения. В некоторых сетевых трестах Главсетьстроя были созданы первые 10 механизированных колонн, каждая с годовой программой строительства 200 км линий электропередачи напряжением 110-220 кВ и общим объемом 1600 тысяч рублей.
Механизированные колонны вели строительство поточным способом с применением комплексной механизации, осуществляя различные этапы работ с помощью специализированных бригад, оснащенных транспортом и механизмами.
Работа мехколонн вдвое увеличила объемы строительства. Мехколонны стали ведущими организациями по строительству сетей.
Первые две механизированные колонны организованы в 1958 году в тресте Донбассетьстрой (на базе монтажного участка в Запорожье – мехколонна № 5 и на базе Артемовского участка – мехколонна № 14).
В этом же году ликвидирован участок в г. Ворошиловграде, передан в состав треста на правах хозрасчетного участка для строительства ЛЭП на Кавказе в г. Туапсе строительно-монтажный поезд № 6 , введен в состав треста на правах промышленного предприятия Мироновский завод железобетонных изделий, производительностью 35000 куб. м бетонных изделий в год.
В 1958 году трест переименован в Союзный Монтажный трест «Южэлектросетьстрой». Управляющим треста назначен Антонов Б.С., переведенный из треста Уралэлектросетьстрой в Донбасс.
В составе треста действовали:
- стройуправление № 1, г. Донецк
- монтажный участок № 3, г. Донецк
- строительно-монтажный поезд, г. Туапсе
- механизированная колонна № 5 , г. Запорожье
- механизированная колонна № 14, г. Артемовск
В составе треста имелись два промышленных производства: металлоконструкций в Мушкетово и Мироновский завод железобетонных изделий.
Монтажный участок № 2 в г. Ростове передан во ведение треста Волгоэлектросетьстрой.
В 1958 году возведено 1128 км. линий электропередачи.
Основные объекты – ЛЭП СлавГРЭС-Змиев 138 км, Змиев-Харьков, Белореченская-Сочи, Харьков-Лозовая-Славянск 500 км, Чайкино-Михайловка 2х101 км, Старобешево-Ильич 84 км, ПДГРЭС-Первомайская 126 км.
Строились особо крупные электроподстанции: Чайкино, Михайловка, Первомайская, с монтажом трансформаторов по 120 мва.
В 1959 году в составе треста на базе монтажного участка № 3 организована мехколонна № 31.
Из Харьковского монтажного треста передано и включено в состав треста Южэлектросетьстрой Киевское стройуправление для обслуживания сетевым строительством нужд системы Киевэнерго.
В план треста включаются крупнейшие линии электропередачи напряжением 330 кВ.
В 1960 году трест принял участие в строительстве линии электропередачи постоянного тока напряжением 800 кВ Волгоград-Донбасс, передающей мощность от Волжской ГЭС до подстанции Михайловская.
Эта линия протяженностью 473 км была построена и введена в действие в 1965 году.
Тресту «Электросетьстрой» был поручен участок протяженностью 200 км, который и был закончен в срок при отличном качестве работ.
В связи с развитием сетевого строительства, в 1959 году на базе Главэлектросетьстроя были созданы два Главка – Главвостокэлектросетьстрой и Главцентрэлектросетьстрой.
Для строительства на Украине и Южной части РСФСР были организованы тресты в Волгограде и Львове. Электромонтажные тресты были переданы вновь созданному Главку – Главэлектромонтаж. Харьковский трест Электромонтаж передал тресту «Южэлектросетьстрой» свои сетевые организации в Харькове, Львове и Стрыйский завод.
К 1961 году трест «Южэлектросетьстрой» имел в своем составе:
- стройуправление № 1 , г. Донецк
- механизированная колонна № 31, г. Донецк
- механизированная колонна № 5, г. Днепропетровск
- механизированная колонна № 14, г. Артемовск
- механизированная колонна № 35, г. Киев
- механизированная колонна № 25, г. Одесса
- механизированная колонна № 26, г. Харьков
- механизированная колонна № 34, г. Львов
- завод металлоконструкций, г. Донецк
- Стрыйский завод железобетонных опор, г. Стрый
- автотранспортная контора, г. Донецк.
В 1961 году Мироновский заводжелезобетонных изделий был передан из ведения треста в Главэнергостройпром.
Трест привлекал субподрядные организации, число которых уже достигало 16. В этих условиях требовалось форсировать организацию новых сетевых трестов.
В конце 1963 года во Львове на базе механизированной колонны № 34 был создан новый сетевой трест – «Югзапэлектросетьстрой» (управляющий Спивак Л.А.). Этому тресту были переданы мехколонны № 25, г. Одесса, № 35, г. Киев, № 34, г. Львов и новая - № 62 в г. Винница с оснащением и кадрами.
Мехколонна № 26, г. Харьков, была ликвидирована, ее объемы, оснащение и кадры влились в состав мехколонны № 14, г. Артемовск.
Мехколонна № 5 была переведена в Днепропетровск. В г. Симферополе для выполнения сетевых работ системы Крымэнерго, Николаевэнерго, Харьковэнерго была организована механизированная колонна № 63 (начальник Зайдман) на базе монтажного участка от треста «Южэнергострой».
Уже к концу 1964 года трест имел в своем составе:
- стройуправление № 1, г. Донецк
- механизированная колонна № 31, г. Донецк
- механизированная колонна № 5, г. Днепропетровск
- механизированная колонна № 14, г. Артемовск
- механизированная колонна № 63, г. Симферополь
- Автотранспортная контора, г. Донецк
- Жилищно-коммунальный отдел, г. Донецк.
В марте 1963 года из состава треста исключен Стрыйский завод в связи с передачей его Главэнергостройпрому. В ноябре 1963 года исключен из состава треста Мушкетовский завод металлоконструкций и передан Главэнергостроймеханизации.
В 1964 году трест вел работы по строительству 36 новых ЛЭП, 19 электроподстанций, строительству производственных баз и жилого фонда в мехколоннах.
В августе 1965 года приказом Минэнерго № 155, стройуправление № 1 переименовано в мехколонну № 26.
Таким образом, в составе треста остались только механизированные колонны, которые осуществляли работы по сооружению новых линий электропередачи и электроподстанции в основном на левобережной части Украины и других районах.
Объем работ увеличивается за счет строительства крупных линий электропередачи (750-400 кВ) и большого количества электроподстанций.
Количество объектов, на которых трест ведет работы, возрастает чуть ли не вдвое и составляет в 1969 году – 302, а в 1970 – 310 объектов.
В 1967 году в составе треста организована мехколонна № 76, г. Полтава, в г. Приднепровске на базе монтажного участка организована мехколонна № 65 для проведения монтажных работ на электроподстанциях, на правах промышленного предприятия организована производственно-ремонтная мастерская для изготовления металлоконструкций и ремонта механизмов.
В 1968 году мехколонна № 65 ликвидируется и объединяется с мехколонной № 5, г. Днепропетровск. Новой организации присваивается наименование - механизированная колонна № 78. В составе треста на правах самостоятельоного предприятия организован хозрасчетный строительный участок в г. Донецке. Из треста «Электростройподстанция» передан монтажный участок в г. Донецке в состав треста «Южэлектросетьстрой».
1970 год. Монтажный участок связи реорганизован в мехколонну № 91. Ликвидирован стройучасток в г. Донецке, как выполнивший свои функции и не имеющий перспективы.
К 1971 году трест «Южэлектросетьстрой» имел в своем составе:
- механизированная колонна № 14, г. Артемовск
- механизированная колонна № 26, г. Донецк
- механизированная колонна № 31, г. Донецк
- механизированная колонна № 63, г. Симферополь
- механизированная колонна № 76, г. Полтава
- механизированная колонна № 78, г. Днепропетровск
- механизированная колонна № 91, г. Донецк
- производственная ремонтная мастерская, г. Донецк
- транспортная контора, г. Донецк
- жилищно-коммунальный отдел, г. Донецк.
|