Russian (CIS)English (United Kingdom)
ГлавнаяКонференцииПубликации → Уникальные переходы ВЛ 330, 750 кВ через Каховское водохранилище
Уникальные переходы ВЛ 330, 750 кВ через Каховское водохранилище
Опубликовано в Электрические сети и системы №№ 1-3, 2003 г  

В.Д. Семенко, В.И. Костиков

В 70-е годы на юге Запорожской области, на левом берегу Каховского водохрани­лища сооружена Запорожская ГРЭС мощностью 3 млн. 600 тыс. кВт.

Схемой выдачи мощности электростанции предусматривалось строительство двух линий электропередачи напряжением 330 кВ, пропускной способностью 1100 мВт каждая, в Никопольский энергорайон, расположенный на правом берегу водохранилища.

Исходя из географической ситуации, были возможны два реальных варианта трасс этих линий:

•    обход Каховского водохранилища и Запорожского промышленного узла с севера, с однопролётным переходом через реку Днепр 1–1,5 км;

•    по кратчайшей трассе: с переходом линий через Каховское водохранилище, которое
в районе площадки электростанции имеет ширину 4,6 км.

При обходе водохранилища протяжённость каждой линии составляла порядка 300 км, и трассы на всём протяжении прохо­дили бы по ценным пахотным землям, значи­тельная часть которых орошалась либо наме­чалась к орошению. Однако в этом варианте, возможно, было в будущем подключить к этим линиям новых потребителей. Немаловажным аргументом служил и однопролётный переход через реку Днепр.

Специализированные строительно-монтажные организации, осуществлявшие строительство линий электропередачи, по своей технической и кадровой оснащённости не могли вести работы на открытых аква­ториях. Кроме того, створы крупных высо­ковольтных переходов выбирались, как правило, в незастроенных районах, где соз­дание полноценной строительной площадки для ведения работ на акватории требовало больших затрат. Поэтому переходы линий через водные преграды проектировались и сооружались, как правило, без установки опор в воде, а длина переходных пролётов обеспечивалась за счёт высоты переходных опор.

Протяжённость линий по кратчайшей трассе составляет всего 43 км, что обеспечивает значительное снижение потерь мощности и ежегодных потерь электроэнергии, существенное снижение стоимости строительства и экономию металла, железобетона, сталеалюминиевого провода и грозозащитного троса.

Кроме того, значительное сокращение длины прохождения линий по ценным поливным и пахотным землям снижало потери сельскохозяйственного производства. Однако в этом случае необходимо было построить пятикилометровый двухцепный переход через водное пространство либо в кабельном варианте, либо в воздушном исполнении с установкой нескольких опор на открытой акватории, что требовало выполнения значительных объёмов разнообразных строительно-монтажных работ в сложных климатических условиях Каховского водохранилища.

Переход линий через водные пространства такой протяжённости в Советском Союзе ранее не сооружался, не было и опыта проекти­рования, строительства и эксплуатации таких переходов [1—3].

Однако преимущества варианта с короткими линиями были настолько весомы, что институт "Укрэнергосетьпроект" — генпроектировщик, совместно с заказчиком — ПЭО "Днепроэнерго", приняли решение о строи­тельстве перехода ВЛ 330 кВ через Каховское водохранилище. При этом учитывалось, что створ перехода располагался в районе площадки строительства крупной тепловой электростанции, где имеется мощная строительная база и многочисленные и хорошо оснащённые специализированные строительно-монтажные организации [4—10].

Кабельный вариант перехода был значительно дороже по сравнению с воздушным, отличался большой сложностью в строительстве и не обеспечивал необходимой надёжности электропередачи.

Кроме того, кабельные заводы Советского Союза в те годы не могли обеспечить изготовление в нужные сроки необходимого количества кабеля 330 кВ, а вопрос закупки за рубежом даже не рассматривался.

В связи с этим для строительства был принят воздушный вариант перехода. Длина перехода между крайними переходными опорами составляет 5,15 км, а по урезу воды — 4,6 км. Глубина водохранилища по створу колеблется от 4,5 до 12,5 м.

В осенне-зимний период в районе створа возможны сильные штормы, высота волн может составлять 0,3—0,9 м, а в отдельные непродолжительные периоды достигать 4 м.

Ледовый режим характеризуется неустойчивым ледосоставом. Период ледосостава — декабрь — март. При сильных ветрах с интенсивным перемешиванием масс воды образуется внутриводный лёд, который всплывает на поверхность и образует торосистые скопления. При этом могут обмерзать и сооружения на воде. Средняя многолетняя толщина льда составляет 32 см. При сильном ветре происходят навалы льда на берега и сооружения на воде. Высота навалов в отдельных случаях достигает 3—4 м.

По климатическим условиям район перехода характеризуется гололёдообразованием с толщиной стенки 15мм и максимальным скоростным напором ветра 50 gaH/m2. Среднегодовая температура воздуха +10 °С, максимальная +40 °С, минимальная —30 °С. Температура воздуха при гололёде +5 °С.

Следует отметить, что Каховское водохранилище на период проектирования и строительства перехода существовало всего 20 лет. Не все процессы его образования и функционирования были изучены. В связи с этим в проектные решения закладывались соответствующие резервы.

В результате рассмотрения и сравнения различных вариантов были признаны наиболее целесообразными следующие решения.

Переход выполнен двухцепным. На переходе установлены семь переходных опор анкерного типа высотой 90 и 100 м, из которых пять, установлены в акватории водохранилища. Переход принят по схеме К-А-А-А-А-А-А-А-К. Длины пролётов составляют 810 — 920 м. Провод типа АС500/336 (ГОСТ-839-74) — два провода в фазе. В качестве грозозащитных тросов приняты стальные оцинкованные тросы сечением 153,8 мм2 по ГОСТ-3063-68.

Анкерное крепление проводов и тросов, кроме снижения высоты опор, обеспечило цельность проводов (так как длины пролётов не превысили их строительных длин), облегчило процесс монтажа и повысило эксплуатационную надёжность перехода.

Максимальная расчётная стрела провеса проводов 44 м обеспечила необходимый габарит в судоходных фарватерах до судов типа река — море, а вне пределов судоходных фарватеров — до рыболовецких сейнеров.

Двухцепные опоры башенного типа выполнены из углового проката, прошедшего горячую оцинковку. Опоры оборудованы лестницами, площадками и ограждёнными трапами на траверсах.

Масса опор 100 и 90 м составляет 290 и 260 т.

Наибольшую сложность представляло сооружение фундаментов на акватории водохранилища. Использование традиционных решений (сваи-оболочки, опускные колодцы на намывных островах и т.д.) увеличивало стоимость и сроки строительства.

Монтаж переходных опор на акватории — достаточно сложная задача, требующая специального обустройства фундаментной площадки временными причалами, грузоподъёмными механизмами, устройства электроснабжения, воздухоснабжения и других инженерно-технических мероприятий.

Сложности в организации параллельных потоков при сооружении фундаментов и установке опор, и вообще ограничение периода работ только временем надёжной навигации в водохранилище, подталкивали к поиску нетрадиционных решений сооружения перехода.

Поэтому впервые в практике электросетевого строительства (как в нашей стране, так и за рубежом) было принято решение о сооружении перехода наплавным методом. В соответствии с этим методом в котловане-доке (фото 1) под защитой системы водопонижения сооружены плавающие фундаменты (фото 2, 3) и на них смонтированы переходные опоры (фото 4 — 6).

Конструктивно-наплавные фундаменты выполнены пустотелыми, из тонкостенных железобетонных элементов. Наружный диаметр фундаментов 45 м, высота 10,7 и 12,9 м принята из условий фактических глубин в местах установки.

Для обеспечения плавучести и устойчивости наплавной системы фундамент—опора, фундамент выполнен из водонепроницаемого днища, наружного борта и внутренних переборок, разделяющих внутреннюю часть фундамента на 8 изолированных друг от друга балластных отсеков, отсека для размещения оборудования и центрального распределительного отсека. Такое конструктивное исполнение обеспечило непотопляемость фундамента, точность его балластировки и необходимую устойчивость в период буксировки. Для обеспечения надёжной работы фундаментов в зоне воздействия ледовых нагрузок наружный борт выполнен с наклоном граней. После окончания строительных работ на фундаментах и монтажа на них переходных опор водопонижение котлована — дока было отключено, в результате чего котлован заполнился водой до отметки Каховского водохранилища (фото 7,8). При открытых кингстонах одновременно происходило заполнение водой внутренних полостей фундаментов. После этого земснарядом была разобрана перемычка, разделяющая котлован — док и Каховское водохранилище (фото 9).

Поочерёдно при закрытых кингстонах из каждого фундамента откачивалась вода, и после его всплытия, производилась буксировка к месту установки на трассе перехода (фото 10,11).

Для осуществления буксировки был подготовлен судовой ход шириной 200—300 м, произведена специальная расчистка и оборудованы средства навигации. На месте установки были выполнены работы по отсыпке и выравниванию специальных щебёночных постелей.

На пикете производилась всесторонняя выверка положения системы фундамент-опора. Была обеспечена высокая точность установки системы по координатам, проверялась вертикальность опоры, перпендикулярность траверса створу перехода. И лишь после этого производилось затопление и установка системы на щебёночную постель. Собственно буксировка системы и работы по её установке производились с помощью пяти буксирных теплоходов — два головных (мощностью по 1200 л.с.); два боковых (мощностью по 300 л.с.) и одного заднего (тормозного) мощностью 600 л.с.

После затопления полости фундаментов засыпаны песком, а наружные борта защищены каменной наброской до уреза воды (фото 12).

Доставка всех пяти систем фундамент-опора выполнена за 12 рабочих дней.

Монтаж проводов и тросов через водную преграду такой протяжённости также был сложной технической задачей, однако в результате тщательной инженерной подготовки, отмерз на берегу проводов и тросов с предварительной вытяжкой, он был выполнен всего за 18 дней (фото 13, 14).

Переход ВЛ 330 кВ (Л243/244) введён в эксплуатацию в 1977 году, а в 1984 году, для выдачи мощности Запорожской АЭС тем же составом проектных и строительно-монтажных организаций (часть из которых в настоящее время входит в Государственную холдинговую компанию "Энергострой") аналогичным наплавным методом сооружён одноцепной переход ВЛ 750 кВ Запорожская АЭС — ПС 750 кВ Днепровская.

Створ перехода выбран в районе расположения Запорожской ГРЭС, параллельно существующему переходу ВЛ 330 кВ, на расстоянии 350 м выше его по течению. При принятии решения на строительство перехода ВЛ 750 кВ через Каховское водохранилище — уникального сооружения по своим параметрам — большую роль сыграл опыт проектирования, строительства и накапливаемый опыт эксплуатации перехода ВЛ 330 кВ. Немаловажное значение имела возможность повторного использования котлована—дока с действующей системой водопонижения и экономия средств при использовании расчищенного ранее судового хода, так как несмотря на то, что переход ВЛ 750 кВ был отнесён к объектам особой сложности, сроки строительства перехода определились не только нормами, но прежде всего вводом в эксплуатацию первого энергоблока Запорожской АЭС. Были приняты следующие решения:

•   переход принят одноцепным по схеме К-П-П-А-П-П-К;

•   из пяти переходных опор 3 опоры установлены на акватории водохранилища;

•   на переходе применены сталеалдреевые провода марки АЖС-500/336 (по три провода в фазе). В качестве грозозащитных тросов приняты стальные канаты сечением 265 мм2 по ГОСТ 3064-66, оцинкованные для жёстких условий работы, нераскручивающиеся;

•   учитывая ответственность перехода и сложность монтажа проводов и грозозащитных тросов, переход разделён на два анкерных пролёта длиной 3,1 и 3,0 км, для чего анкерная опора устанавливается в середине пролёта;

•   опоры оцинкованные, собираемые на болтах из углового профиля. Переходные промежуточные опоры высотой 126 м, массой 375 т каждая. Анкерная опора высотой 100 м, массой 350 т;

•   длины переходных пролётов составляют 1215—1350 м; максимальная стрела провеса у левого берега 65,71 м, у правого (более высокого) 77,98 м по проекту;

•   на промежуточных опорах принята комбинированная схема проводов:

а) средняя фаза крепится к стволу опоры на высоте 101,5 м при помощи натяжных гирлянд (девятицепных из стеклянных изоляторов ПС 400-А по 41 изолятору в каждой цепи, масса гирлянды около 7 т);

б) крайние фазы закреплены на поддерживающих гирляндах к траверсам, расположенным на высоте 113 м (поддерживающие гирлянды — шестицепные из 43 изоляторов ПС 210-6, массой 4,5 т);

в) шлейф средней фазы обводится через дополнительную траверсу, размещённую ниже основной;

•   на анкерной опоре все три фазы закреплены при помощи натяжных гирлянд к стволу и траверсам на высоте 80 м. Шлейф средней фазы также обводится через дополнительную траверсу;

•   использование сталеалдреевых проводов позволило увеличить расстояния между опорами на 40 % (в сравнении с переходом ВЛ 330 кВ, высоты опор увеличены на 25 %).

Провода изготовлены мерными длинами с минимальным количеством устанавливаемых соединителей, в каждом анкерном пролёте 3,0—3,1 км на проводе установлено по одному соединителю;

• монтаж проводов выполнен при помощи раскаточных барж и буксиров без опускания на дно водохранилища во избежание повреждений.

Береговые переходные опоры на обоих переходах и концевые на переходе ВЛ ЗЗОкВ установлены на монолитные фундаменты, концевые ВЛ 750кВ — на сборные.

С учётом опыта перехода ВЛ 330 кВ при сооружении перехода ВЛ 750 кВ оказалось возможным упростить и удешевить некоторые решения. Так, при высоте опор 126 м для опор в акватории фундаменты приняты без наклонного борта, диаметр фундаментов уменьшен до 40 м (фото 15, 16). При сооружении русловых опор впервые применён кран СКР-2600 с траверсой, увеличивающей высоту подъёма (фото 17). Комбинированная схема подвески провода обеспечила снижение расхода металла, удешевила линейную арматуру.

Буксировка фундаментов с опорами к местам установки и их затопление на заранее подготовленные постели, а также монтаж проводов и тросов были выполнены в короткие сроки и с высоким качеством (фото 18). Благодаря чёткой организации работ, прогрессивной технологии, применению новой техники и комплексной механизации, переход ВЛ 750 кВ был сооружён на 3,5 месяца раньше установленного срока и в 1984 году введён в эксплуатацию (фото 19).

Проектными и строительно-монтажными организациями созданы выдающиеся сооружения, как по своим техническим параметрам, так и по прогрессивным методам строительства.

В Украине с участием специалистов всей страны разработан и осуществлён принципиально новый метод возведения переходов ВЛ через протяжённые водные преграды. Проектами полностью учтены требования органов охраны природных ресурсов и не нанесён ущерб экологическим условиям Каховского водохранилища, что в современных условиях особо актуально. Сооружения переходов соответствуют требованиям промышленной эстетики и гармонично дополняют запоминающиеся архитектурные силуэты сооружений Запорожских ГРЭС и АЭС.

Признавая заслуги энергостроителей 70—80 годов прошлого столетия, особо хочется подчеркнуть способность к оправданному техническому риску выдающихся организаторов и руководителей этих строек: начальника управления строительства Запорожских ГРЭС и АЭС Рема Германовича Хеноха; главного инженера управления строительства Запорожских ГРЭС и АЭС — Анатолия Васильевича Кочерги. Эти инженеры оценили и поддержали на всех уровнях предлагаемые проектные решения переходов ВЛ 330 и 750 кВ через Каховское водохранилище и сделали всё возможное, чтобы эти решения были воплощены в жизнь.

Опыт строительства переходов через Каховское водохранилище имеет большое значение для развития электрических сетей высокого и сверхвысокого напряжения и выдачи мощности тепловых и атомных электростанций. К большому сожалению, за 25 лет этот опыт оказался не востребованным у нас и авторам не известны попытки подобных работ за рубежом. Скорее всего, сказались недостаточная информированность по данной теме мировой инженерной общественности и конъюнктурные интересы ведущих организаций — разработчиков электросетевых конструкций и объектов.

Условия энергетического строительства, связанные с размещением электростанций вблизи крупных источников водоснабжения со сходными гидрологическими условиями Каховского водохранилища, а также требования по охране приводных ресурсов, создают необходимость строительства протяжённых переходов ВЛ через водные преграды в различных районах мира. Конечно, энергостроители — создатели переходов через Каховское водохранилище надеялись, что осуществлённый метод строительства переходов будет многократно применён.

В 90-х годах прошлого столетия рассматривался вопрос строительства ВЛ 330 кВ Новоодесская—Арцыз с переходом через Днестровский лиман. Институтом "Укрэнергосетьпроект" в "Технических предложениях по конструктивно-технологической части перехода" по одному из вариантов перехода (5,9 км) предлагалось применение шести переходных опор анкерного типа АП-330-2/85 (двух береговых и четырёх экваториальных) и двух концевых опор типа К-330-2. В сходных с вышеописанными переходами климатических условиях применены провода АЖС-500/336 (два провода в фазе) и тросы из стальных канатов марки ТК-200. Схема перехода К-А-А-А-А-А-А-К. Всего восемь опор (масса металлоконструкций 2410 т). Длины переходных пролётов 800— 1150 м.

В другом варианте использован принцип максимального применения тепловых линейных опор (типа У 330-2т+14, П 330-2т+5), и только в зоне морского судового хода устанавливаются две анкерные переходные опоры типа АП-33-2/85 и две концевые опоры типа К-330-2. Длина переходного пролёта 800 м, остальные опоры расставлены с пролётами 250—390 м. Из 18 опор в данном варианте 14 (среди них две переходные и одна концевая) располагаются в акватории Днестровского лимана (масса металлоконструкций 1255 т). В пролётах с типовыми опорами предусматривалось применение проводов 2хАС-400/51 и тросов ТК-70, в переходном пролёте через судовой ход (схема К-А-А-К) — использовались такие, как в первом варианте. Очевидно, что надводная часть в первом вариант дороже, чем во втором. Если сооружение фундаментной части во втором варианте соизмеримо с превышением стоимости строительства "надводной части" в первом варианте, может быть предложена следующая схема производства работ на переходе ВЛ 330 кВ через Днестровский лиман:

•   на левом берегу лимана оборудуется полигон по сборке переходных опор. В дополнение к общеизвестным схемам работы и оснащения полигонов на данном полигоне устраиваются накаточные пути, длина которых должна быть достаточна для обеспечения сборки как минимум двух опор с учётом требуемых правилами техники безопасности зазоров между высотными сооружениями. Накаточные пути должны заходить на акваторию лимана на длину, соответствующую продольным бортам транспортных средств (это могут быть специальные понтоны либо баржи соответствующей грузоподъёмности);

•   собранная до проектной высоты опора по накаточным путям выдвигается на место
ожидания под погрузку; транспортное средство — типа катамарана — на месте ожидания с помощью инвентарных грузовых балок принимает на себя переходную опору. При помощи буксиров, либо своим ходом по специально оснащенному судовому ходу, производится доставка переходной опоры в проектную точку перехода на акватории лимана;

• на заранее сооружённый фундамент производится установка опоры, отсоединяются грузовые балки, катамаран возвращается к месту погрузки следующей опоры. Операции повторяются.

Как видно из данного примера, наплавной метод, пусть и модернизированный, может дать реальный эффект. Вся оснастка может быть унифицирована с целью применения на строительстве и реконструкции других линий электропередачи с переходами через водные пространства.

В связи с большой значимостью линий 330 кВ Запорожская ГРЭС — Никополь и линии 750 кВ Запорожская АЭС-ПС750 Днепровская как для выдачи мощности ГРЭС и АЭС, так и для устойчивой работы всех системообразующих сетей 330 и 750 кВ Украины, требуется систематическое наблюдение за состоянием переходов этих линий через Каховское водохранилище.

Как уже отмечалось, на момент сооружения переходов процессы формирования Каховского водохранилища не завершились и по этой причине не могли быть изучены в полном объёме.

Особый интерес представляло состояние фундаментов, установленных в акватории на щебёночном основании с защитой подводной части каменной наброской. Продолжалась довольно интенсивная переработка правого берега водохранилища.

После ввода в эксплуатацию переходов имели место суровые зимы с образованием льда значительной толщины и больших ледовых полей в период весеннего ледохода.

Металлоконструкции опор перехода, а также провода и тросы испытывают значительные внешние воздействия от собственного веса, веса гололёдных образований на проводах, тросах и опорах, от давления ветра на них, от температуры и другие.

Территория расположения переходов по присутствию в атмосфере выбрасываемых промышленными предприятиями городов Никополя, Марганца и Запорожской ГРЭС вредных веществ может быть отнесена к промышленно-приморскому району.

Непрекращающаяся смена агрегатных состояний атмосферной воды (пар, жидкость, лёд) в значительной мере влияет на круговорот микроэлементов и способствует скорости коррозии элементов переходов — проводов и тросов, изоляторов, арматуры, металлических опор, железобетонных фундаментов. По количеству выбросов вредных веществ, их комплексной концентрации, наличию веществ с разной степенью растворимости в сочетании с другими факторами можно различать следующие типы среды:

•   газообразная — от неагрессивной до слабоагрессивной;

•   твёрдая (пылевидная) — слабоагрессивная;

•   осадки (при условии кислотного дождя) — средне- и слабоагрессивная;

•   грунты выше уровня грунтовых вод — неагрессивная.

По линиям систематически передаются большие потоки мощности, что требует проверки состояния проводов и их вытяжки, состояния опрессовки в натяжных зажимах и соединителях, состояния дистанционных распорок. Необходимой детальной проверке должны подвергаться изоляторы в натяжных и поддерживающих гирляндах.

Все вышеназванные причины и послужили основанием для проведения работ по комплексному натурному обследованию элементов переходов ВЛ 330 и 750 кВ через Каховское водохранилище в 1990 году.

Программой обследования подводной части предусматривалось проведение следующих работ:

•   водолазное обследование подводной части русловых фундаментов и состояния каменной наброски;

•   обследование состояния надводной части русловых фундаментов;

•   обследование состояния фундаментов береговых опор;

•   проверка  вертикальности  русловых опор;

•   проверка створности русловых опор;

•   обследование состояния металлоконструкций русловых и береговых опор;

•   верховой осмотр состояния гирлянд изоляторов, проводов, грозозащитных тросов, дистанционных распорок;

•   проверка светоограждения переходов;

•   проверка заземления опор;

•   проверка натяжения проводов и тросов путём замера стрел провеса и фиксации температуры воздуха;

•  съёмка береговых участков переходов и определение фактической переработки берегов
в зоне установки опор за время эксплуатации. Работы по натурному обследованию переходов проведены в два этапа:

•   водолазное обследование состояния подводной части фундаментов и их защиты (проводилось  специалистами   водолазной службы по заданию проектной организации);

•   комплексное обследование остальных элементов переходов проводилось бригадой
проектировщиков и линейщиков-верхолазов во главе с ответственным представителем службы эксплуатации, одновременно бригадой геодезистов проводился комплекс топогеодезических работ.

В техническом отчёте по результатам обследования использованы материалы тепловизионного контроля соединений, акты верховых осмотров проводов, тросов и распорок, выполненные с вертолёта.

Для обследования элементов переходов и проведения геодезических измерений на опорах, находящихся в акватории водохранилища, был арендован теплоход, который обеспечил возможность высадки бригад на все фундаменты, а также установку и передислокацию геодезических инструментов.

В составе комплекса топогеодезических работ были следующие:

1)   тахеометрическая съёмка переходов в масштабе 1:1000 от концевой опоры 17 до концевой опоры 26 (6163,8 м — 9 опор) на переходе ВЛ 330 кВ, и от концевой опоры 21 до концевой опоры 27 (6089,3 м — 7 опор) на переходе ВЛ 750 кВ. Ширина съёмки трассы равна расстоянию между осями переходов — 750 м. В качестве пунктов (точек) съёмочного обоснования приняты центры береговых и экваториальных опор. Система координат — условная. Система высот — Балтийская. Съемка выполнялась из точек съемочного обоснования полярным способом в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих на период работ; нивелирование опорных узлов переходных опор;

2)   замеры отклонений опор от вертикальной оси и отклонений осей траверс от горизонтали;

3)   измерение высоты подвески проводов на опорах и в переходных пролетах, лазерным светодальномером  выполнены  измерения фактических длин пролетов;

4)   по состоянию на 1990 год переработка левого берега не установлена. Переработка правого берега по отношению к береговой линии, установленной в 1980—1981 гг., составила 15 м или в среднем 1,5 м в год;

В процессе обработки полевых материалов топогеодезических работ выполнен камеральный контроль. Отчеты об инженерногеодезических работах представлены заказчику
отдельными
томами.

Результаты обследования отдельных элементов переходов ВЛ 330 и 750 кВ с возможностью анализа следующие:

1. Водолазное обследование подводной части фундаментов опор в акватории водохранилища.

Разработчиком фундаментов, Украинским отделением института "Гидропроект", для обоих переходов выпускались "Указания по проведению контрольных натурных наблюдений за состоянием фундаментов опор на период строительства и эксплуатации", в которых оговаривался состав наблюдений:

•  за состоянием и деформацией фундаментов;

•  усадками фундаментов;

•  изменением состояния грунтов основания фундаментов.

На момент проведения обследований в 1990 году зафиксированы акты приемки работ с оценкой "отлично", проведение работ по составлению исполнительной съемки на фундаментах в 1977 году, водолазное обследование на переходе ВЛ 330 кВ в 1978 году.

В соответствии с актами осмотра подводной части фундаментов (1990 год) трещин, сколов и просадок фундаментов не обнаружено. Результаты замеров бутовой отсыпки вокруг опор и их сравнение с данными проектов показали уменьшение на ВЛ 330 кВ — на 15%, на ВЛ 750 кВ — на 18% (в среднем).

2. В целом по результатам инженерно-геодезических измерений отмечается, что отклонения при установке опор и систем фундамент-опора не превысили допусков, оговоренных СНиП, максимальные отклонения на отдельных опорах представлены в табл. 1

То есть качество строительно-монтажных работ — сборка, установка опор и геодезическое обеспечение — было поставлено на должном уровне.

Переработка левого берега Каховского водохранилища стабилизировалась и в дальнейшем существенного влияния на состояние опор не окажет. На правом берегу переработка будет продолжаться, и хотя скорость ее не превышает прогнозируемых значений, работы по контролю за ней должны включаться в объем последующих плановых обследований переходов ВЛ.

На основании замеров фактических длин пролетов, высот подвески проводов и стрел провеса (с фиксацией температуры наружного воздуха при проведении измерений) выполнены расчеты стрел провеса проводов и вертикальных габаритов, которые в некоторых пролетах довольно значительно отличаются от заданных проектами. Считаем что ознакомление с результатами замеров и расчетов, кроме практического применения на данных переходах, может способствовать накоплению опыта эксплуатации проводов и тросов в Украине (табл. 2—3).

 



Фото-6
Монтаж
Фото-6
Фото-5
Монтаж
Фото-5


Сейчас 111 гостей онлайн
Применение полимерных стоек, как опор ВЛ, в ближайшие 10 лет:
 
Locations of visitors to this page