Russian (CIS)English (United Kingdom)
ГлавнаяКонференцииПубликации → Реконструкция ВЛ 35-110 кВ в условиях инфраструктуры Украины
Реконструкция ВЛ 35-110 кВ в условиях инфраструктуры Украины


В.П. Мосципан, А.В. Куринной – ООО «Сервис-Инвест»
В.И. Костиков, И.Ю. Кочет – ОАО «ПРОМиК»
 
О том, что в Украине процесс становления законодательной базы и базы нормативно-правовых документов никак не может удовлетворить участников инвестиционных процессов строительства в целом и участников энергетического строительства в частности, писалось уже не раз.
Создается впечатление, что написанные и принятые основополагающие в Украине документы чуть ли не специально обрастают разъяснениями и дополнениями, которые переиначивают ранее принятые решения.
Даже в перечисленных к данной статье документах нет абсолютной ясности. Все время, хотя бы на чуть-чуть, но меняются процедуры выбора земельных участков, выдачи разрешения на строительство, получение исходных данных, проведения комплексной экспертизы проектной документации, контроля за строительством объектов со стороны государственных органов  и принятие объекта в эксплуатацию. Только перечисление изданий, в которых публикуются либо в любой момент могут быть опубликованы очередные дополнения, разъяснения, изменения, может занять не одну страницу.
Что же делать заказчикам и подрядчикам, пока в тихих кабинетах усовершенствуется разрешительная система в электросетевом строительстве и улучшается инвестиционный климат на местном уровне? Ведь темпы ввода в строй ВЛ в нашей стране, как и в целом по СССР в 60-70-х годах прошлого века, достигли максимальных значений. В настоящее время такими же темпами эти линии перешагивают рубеж 30-летнего срока службы – оптимального срока службы ВЛ, связанного с воздействием природной среды:
-         коррозионный износ элементов;
-         изменение климата;
-         усталостный износ.
Следует также иметь ввиду, что не все перестроечные процессы в электросетевой отрасли вели к улучшению состояния эксплуатируемых ВЛ. Пока шли процессы разделения, реконструкции отрасли, службы эксплуатации ВЛ едва успевали реагировать на аварии и акты вандализма. Ни о какой нормальной эксплуатации линий при отсутствии средств и желания и речи быть не могло. Если и составлялись мероприятия на реконструкцию, модернизацию или капитальный ремонт ВЛ, то, в лучшем случае, эта была замена полностью разрушенной опоры, частичная замена изоляции и (или) грозозащитного троса.
Надежность конструкций, которая закладывалась при проектировании и реализовывалась при строительстве ВЛ, за сроки длительной эксплуатации существенно снизилась.
Высокая степень износа существующих ВЛ 35-110 кВ достигла в среднем 40-50%.
Компании, заинтересованные в повышении «живучести» своих ВЛ, проводят обследование линий как своими силами, так и силами привлеченных специализированных организаций. По результатам обследований принимаются решения на капитальный ремонт, реконструкцию, либо капитальный ремонт с элементами реконструкции.
И вот наступает «веселое время» заказа проектной документации.
До заключения договора с проектной организацией заказчик должен выполнить очень не маленький ряд требований законодательной базы и нормативных документов, действующих в Украине. Перечисленные в приложении к данной статье ДБН, Положения, Решения и т.д., содержат (каждый) еще 10-20 требующих каких-либо действий от заказчика – субъекта хозяйственной деятельности в области строительства - независимо от форм собственности. И это перечислены не все действующие нормативные документы. Только приложение В (рекомендуемое), Г (рекомендуемое) ДБН А.2.2-3-2004 рекомендуют заказчику собрать и представить до начала проектирования от 10 до 30 документов (в том числе, это может быть и сборник в составе одного из…).
Конечно, «конкретный перечень исходных данных, представляемых заказчиком, определяется при подписании договора (контракта) на выполнение соответствующих стадий проектирования», но существует вероятность, что какой-либо документ не будет учтен или вообще исполнение его по каким-то причинам исключено, и это может привести к нарушениям, влекущим за собой всевозможные последствия.
А время, необходимое для восстановления нормальной эксплуатации действующих ВЛ уходит…
Всем известно, что Донбасс является одним из самых густонаселенных, насыщенных коммуникациями, авто- и железными дорогами районом Украины. Очень развита сеть ВЛ 10-330 кВ. Работа большого количества металлургических, химических, горнодобывающих предприятий, срок службы которых исчисляется столетиями, создала в отдельных областях не самые лучшие условия для эксплуатируемых ВЛ.
Заказчиком ООО «Сервис-Инвест», после проведенной предпроектной подготовки, было принято решение провести работы по капитальному ремонту с элементами реконструкции ВЛ 110 кВ «Заря-Ильич № 1» (генпроектировщик ООО «Энергопроект», субпроектировщики: ПЭС «Донбасс-Азовье XXI век» и ОАО «ПРОМиК»).
На протяжении 29,73 км одно - и двухцепных участков потребуется подвесить провод АС-300/39, трос ТК-50, согласовано применение полимерной изоляции ЛК 70/110-7 (Т-В), и стеклянной ЛК 70/110-3 (Т-В) для поддерживающих гирлянд из изоляторов ПСВ 120 Б для натяжных гирлянд.
Для опор типа ПБ 110-5.1 и ПБ 110-8.1 применены стойки типа СК 26.1-6.0, которые позволят увеличить пролеты между вновь устанавливаемыми опорами. Проектом предусматривается проведение ремонтных работ на ранее замененных металлических опорах (21 опора). Оставляемые и ремонтируемые опоры проверены на возможность подвески новых проводов и тросов.
Все решения проекта направлены на сокращение времени отключений пересекаемых ВЛ, пересечении автомобильных и железных дорог (всего по трассе 59 пересечений). Трасса ВЛ 110 кВ в процессе капитального ремонта с элементами реконструкции не меняется, но при оформлении временного (на время производства работ) и постоянного отводов, с учетом изменений пикетажа на существующей трассе, владелец линии электропередачи становится заложником у новых владельцев земли.
За время эксплуатации поменялись условия на трассе, появились новые пересекаемые объекты (при этом документы взаимных согласований не всегда поддаются восстановлению, а иногда эти документы «умными головами» были просто уничтожены). Земли коллективной и государственной собственности поделены на гораздо большее количество владельцев, чем на момент установки опор. Перезаключить новые взаимовыгодные договоры не всегда представляется возможным. И это еще не самая большая проблема. Чего стоило начать решать вопросы пересечений с железной дорогой…, в том числе и на электрифицированных участках. Хорошо еще, что при ранее действовавшей законодательной базе на этой ВЛ 110 кВ, удалось решить вопросы замены отслуживших свой срок металлических опор на 50% пересечений.
В соответствии с рекомендациями типовых технологических карт работы по реконструкции перехода выполняются в следующей технологической последовательности:
Подготовительные работы, выполняемые без отключения ВЛ:
-         подать заявки на отключение реконструируемой ВЛ и пересекаемых ВЛ;
-         подать заявки на остановку движения по основным и подъездным железным дорогам на период демонтажа (монтажа) проводов и троса на переходе;
-         укомплектовать бригады квалифицированными рабочими для производства работ, провести изучение проектной документации и проинструктировать рабочих по безопасным методам ведения работ;
-         укомплектовать бригады необходимыми механизмами, оборудованием, приспособлениями, такелажем, инструментом и защитными средствами по охране труда;
-         выполнить другие организационно-технические мероприятия, которые потребуются в ходе подготовки к основным работам;
2. Подготовительные работы:
-         выполнить ограждение опасной зоны производства монтажных работ сигнальным ограждением, вывесить предупредительные плакаты и надписи;
-         подготовить опору к демонтажу (убрать вокруг опоры растительность, освобо­дить фундаменты от насыпанного на них грунта, очистить анкерные болты от ржавчины, смазать их и поочередно прокрутить все болты до полного скручива­ния с них гаек;
-         вокруг опоры выполнить планировку и подготовить площадки для уста­новки монтажного крана, телескопических вышек, других механизмов, также для сборки конструкций новой опоры и выкладки демонтированных стоек опоры;
-         провести обследование реконструируемой ВЛ и выполнить на ней ре­монтные работы, которые обеспечивают безопасное ведение работ на ВЛ при ее реконструкции;
-         привезти на место сборки конструкции новой опоры и выполнить необ­ходимую подготовку для ее монтажа;
-         подготовить якоря для закрепления на них демонтируемого провода и троса;
-         установить защиты над пересекаемыми объектами (ВЛ, ж.д. с контактны­ми проводами, линией связи, автодорогами, ж.д.) на переходе и на смежном про­лете;
-         подготовить котлованы для установки фундаментов, завезти и установить фундаменты.
3. Выполнить основные работы по реконструкции перехода:
-         отключить реконструируемую ВЛ;
-         получить наряд-допуск на производство работ на отключенной реконст­руируемой ВЛ;
-         разрезать шлейфы на смежных опорах для снижения наводящего напря­жения на реконструируемой ВЛ от параллельно проходящих действующих ВЛ 110 кВ, установить на них заземления;
-         с помощью мобильного стрелового крана установить собранную опору и закрепить в проектном положении;
-         установить с телескопических вышек, в соответствии с проектом, на­тяжные зажимы для крепления натяжных гирлянд изоляторов;
-         отключить пересекаемые на переходе ВЛ, контактные провода и остано­вить движение поездов на переходе (по заранее поданной заявке);
-         установить дежурные посты на железной дороге с обеих сторон движения поездов с участием ответственных наблюдающих от железной дороги;
-         последовательно, по фазам, демонтировать провод на существующей опо­ре, выполнить перезакрепление натяжных гирлянд изоляторов (для сокращения продолжительности остановки движения поездов работы по демонтажу проводов и троса вести параллельно сразу на фазах двумя-тремя звеньями) и смонтировать новый провод;
-         выполнить демонтаж грозозащитного троса со старой опоры и монтаж его на новой опоре;
-         сдать смонтированный переход ВЛ через железную дорогу ответствен­ным представителям железной дороги и эксплуатирующей организации ВЛ 110 кВ для возобновления движения поездов по железной дороге на переходе;
-         демонтировать защиты на переходе;
-         выполнить соединение шлейфов на опорах, где они были разрезаны;
-         снять заземление, сдать реконструированную ВЛ 110 кВ эксплуатирую­щей организации для постановки ее под напряжение.
Учитывая, что по трассе ВЛ 110 кВ насчитывается 59 пересечений (6 пересечений через железные дороги, 6 пересечений через электрифицированные железные дороги), реализация проекта потребует от заказчика и подрядчика больших усилий, затрат, а главное, согласованных действий в части получения разрешительных документов на производство работ.
 
ВЫВОДЫ:
1.     Требуется единое для всей Украины издание, в котором по типу ранее действующего в СССР «Бюллетеня строительной техники» будет публиковаться распорядительная, нормативная и т.п. документация. Нормативные документы и требования, которые не будут опубликованы в этом издании, «по умолчанию» не будут требоваться в составе пакета документов на проведение работ.
2.     Необходима законодательная база, позволяющая на всех стадиях инвестиционного процесса, выполнять работы в охранных зонах действующих ВЛ с упрощенной схемой согласований. Например, должно быть достаточно уведомления заинтересованных лиц и организаций, а также возмещения потрав либо других затрат от деятельности по восстановлению работоспособности ВЛ.
3.      Должен быть установлен и законодательно оформлен разумный уровень утверждения проектов ВЛ, после решения которого владельцы земли и объектов всех форм собственности считали бы решения восстановления энергоснабжения общегосударственной задачей со всеми вытекающими последствиями.
 
 
Список ссылочной литературы:
  1. Закон Украины «О планировке и застройке территории»
  2. Постанова  Кабінету Міністрів України від 20 грудня 1999 р. № 2328 “Про порядок надання архітектурно-планувального завдання та технічних умов щодо інженерного забезпечення об’єкта архітектури і визначення розміру плати за їх видачу”.
  3. ДБН А.2.2-3-2004 «Состав, порядок оформления, согласования и утверждения проектной документации для строительства».
  4. ДБН 360-92** «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
  5. ДБН А.3.1-5-96 «Организация строительного производства».
  6. Постанова  Кабінету Міністрів України від 31 березня 2004 р. № 427 “Про затвердження порядку вибору земельних ділянок для розміщення об’єктів”.
  7. Приказ Госстроя Украины от 5 декабря 2000 г. № 273 «Об утверждении Положения о порядке предоставления разрешений на выполнение строительных работ».
  8. Решение НТС Госстроя Украины от 16 мая 2003 г. № 40 «О мероприятиях по усовершенствованию разрешительной системы в строительстве».
  9. Распоряжение Кабинета Министров Украины от 01 марта 2004 г. № 100-р «О мерах по усилению контроля за проектированием, новым строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом и эксплуатацией зданий и сооружений».
  10.  Приказ Госстроя Украины от 15 ноября 2003 г. № 187 «Об утверждении Перечня объектов, утверждение проектов строительства которых в пределах законодательства Украины не требует заключения комплексной государственной экспертизы».
  11.  “Будівництво і стандартизація” № 2, 2003 р., стор. 44-47.
  12.  “Будівництво і стандартизація” № 4, 2004 р., стор. 46, 47.
 
 
 



Фото-6
Печи
Фото-6
Фото-8
Печи
Фото-8


Сейчас 66 гостей онлайн
Применение полимерных стоек, как опор ВЛ, в ближайшие 10 лет:
 
Locations of visitors to this page