Russian (CIS)English (United Kingdom)
ГлавнаяКонференцииТретья Международная конференция МГС → Эффективность строительства ВЛ на стальных многогранных опорах
Эффективность строительства ВЛ на стальных многогранных опорах

Казаков С.Е., д.э.н., Председатель совета директоров ЗАО "Гидромонтаж"

Использование стальных многогранных опор (СМО) при строительстве ЛЭП насчитывает уже более 50 лет. В 1957 году в США был построен восьмикилометровый опытный участок линии электропередачи 115 кВ с применением стальных оцинкованных конических опор

Сегодня в мире основная часть электрических сетей строится именно на многогранных опорах. Они используются как в распределительных сетях, так и в сетях высокого напряжения, в качестве промежуточных и анкерных опор, а также сложных опор для переходов рек, строительства ЛЭП в городах и т.п. В СССР, а затем и в России многогранные опоры практически не применялись. Главная причина - отсутствие необходимого оборудования и технологий.

ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА. Техническое отставание в области сетевого строительства практически не ощущалось до последнего времени. Тому были объективные причины. Во-первых, состояние сетей на рубеже 90-х годов было вполне удовлетворительным. Во-вторых, объемы сетевого строительства в последние 15 лет находились на крайне низком уровне. В-третьих, сохранялись старые нормы на проектирование и строительство ЛЭП. В-четвертых, отсутствовали жесткие требования по землеотводам, экологическим нормам, эстетике и т.п. В этих условиях текущие задачи легко решались на старой технической основе.

В настоящее время положение в корне изменилось по всем выше перечисленным направлениям.

  • Изменилось текущее состояние сетей. За истекшие 15 – 20 лет физический износ сетей высокого напряжения существенно увеличился. Лишь 25-30% приходится на сети со сроком службы до 15 лет. Более 30% сетей служат более 30 лет. В распределительных сетях состояние не лучше.
  • Начался резкий рост объемов сетевого строительства. Если в 2007 году построено около 700 км сетей напряжением 220 кВ и выше, то на 2009 год планируется более 3 100 км, а по пятилетней инвестиционной программе ФСК на 2008-2012 гг. - 22 500 км (на 01.01.2008 г. протяженность сетей составляла 47 000 км). В соответствии с Генеральной схемой развития электроэнергетики до 2020года необходимо построить более 74 000 км сетей 220 кВ и выше. В распределительных сетях холдинга МРСК будет реализована не менее амбициозная программа реконструкции и строительства сетей. До 2015 года предстоит построить и реконструироваь около 1 млн.км сетей.
  • В корне изменились внутрисистемные требования. С введением в 2003 году 7-го издания Правил устройства электроустановок резко возросли требования к надежности сетей. Для исполнения требований нового ПУЭ приходится на 30 – 40 % снижать пролетные расстояния в ЛЭП, строящихся на типовых опорах. Это влечет соответствующее увеличение затрат и сроков строительства. В процессе разработки Концепции развития сетей высокого напряжения были сформулированы и новые технические требования к ним. Предусматривается увеличение сроков службы до 50 лет, сокращение сроков строительства, затрат на эксплуатацию и т.д. По целому ряду позиций опоры старого ряда не удовлетворяют новым техническим требованиям.
  • Требования внешних подсистем к энергетике значительно ужесточились. За последние несколько лет в корне изменились экологические требования к строящимся объектам, цены на временный и постоянный землеотвод возросли в разы! Практически невозможно строительство новых ЛЭП за пределами старых коридоров в крупных городах, природоохранных зонах, лесах первой категории и т.д. Не последнее место стали занимать и вопросы эстетики (в особенности при строительстве в городской черте).

Реализовать задачи современного этапа на старой технической и технологической базе очень трудно. На первый план выходят требования резкого сокращения сроков строительства ЛЭП, снижения его стоимости, повышения надежности электроснабжения и соблюдения ужесточившихся технических и технологических требований. Одним из направлений решения этих непростых задач, на наш взгляд, будет массовое строительство сетей с использованием стальных многогранных опор (СМО).

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ. В 2003 году России появились новые технологии, позволяющие производить многогранные опоры самых современных конструкций. Однако, возможности производства опережали потребности энергетиков. Не было современных конструкций многогранных опор, учитывающих и новые производственные возможности, и новые требования к опорам . Практически отсутствовал опыт проектирования и строительства ЛЭП на многогранных опорах. Отсутствовала нормативно-техническая документация как для конструирования СМО, так и для проектирования ЛЭП на их основе. Более того, у заказчиков (энергосистемы различных уровней) сложилось ошибочное мнение о том, что применение многогранных опор значительно удорожает стоимость строительства ВЛ.

Положение в корне изменилось. В 2006 году. ОАО «ФСК ЕЭС» приступило к реализации Целевой программы «Создание и внедрение стальных многогранных опор для ВЛ 35 – 500 кВ», рассчитанной на 3 года. Целью программы является «…создание опор на основе стальных многогранных стоек для ВЛ 35-500 кВ с разработкой нормативной базы, конструкторской, технологической документации, проектных рекомендаций, указаний к монтажу, ремонту и эксплуатации, обеспечивающих эффективное выполнение ПУЭ-7 при строительстве, реконструкции и техническом перевооружении ВЛ, а также существенное сокращение сроков и затрат строительства и проведения аварийно-восстановительных работ».

Сегодня, в рамках реализации Целевой программы, разработаны конструкции, изготовлены опытные образцы, проведены испытания и сертификация опор для сетей напряжением 35 – 330 кВ. Типовые промежуточные анкерные и концевые опоры разработаны для одно- и двухцепных ВЛ. В разработке находятся двухстоечные опоры 330 кВ, одно- и двухстоечные опоры ВЛ 500 кВ.

В настоящее время и «Положение о технической политике ОАО «ФСК ЕЭС» и «Положение о технической политике в распределительном электросетевом комплексе» рекомендуют использовать многогранные опоры в качестве основных при новом строительстве и реконструкции , а также при создании аварийных резервов.

Распоряжением руководства ОАО «ФСК ЕЭС» от 07.02.2007 № ЧА-332 рекомендовано «С целью сокращения стоимости и сроков строительства ВЛ, а также повышения надежности вновь построенных ВЛ:

  1. Руководителям филиалов ОАО «ФСК ЕЭС» МЭС, ТОиР МЭС, Электросетьсервис, МРСК при составлении технических заданий на проектирование и реконструкцию ВЛ в обязательном порядке предусматривать технико-экономическое сравнение вариантов применения опор в том числе с применением стальных многогранных опор.
  2. ОАО «НТЦ электроэнергетики» по мере реализации Целевой программы результаты разработок напрявлять в филиалы ОАО «ФСК ЕЭС» МЭС, ТОиР МЭС, Электросетьсервис, МРСК и заинтересованным проектным и строительным организациям».

Естественно, такое внимание к ускоренному внедрению многогранных опор уже на первом этапе привело к ощутимым практическим результатам. На конкретных объектах были подтверждены и преимущества многогранных опор.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. С момента строительства первой линии на СМО прошло всего 2.5 года. Однако, за этот непродолжительный период накоплен огромный опыт конструирования и производства многогранных опор, проектирования и строительства линий с их использованием.

  1. Разработаны типовые конструкции промежуточных и аккерно-угловых одно- и двухцепных опор для ВЛ 10, 35, 110, 220 и 330 кВ. В заключительной стадии находится разработка опор для ВЛ 500 кВ. Всего сконструировано более 50 типовых опор и их модификаций.
  2. Завод «Гидромонтаж» за этот срок выпустил около 20 000 тонн многогранных опор. Это эквивалентно 4 000 км ВЛ 10 кВ, или 1 600 км ВЛ 110 кВ, или 1300 км 220 кВ. Ежемесячный выпуск сегодня составляет 1200 – 1300 тонн и в 2008 году будет доведен до 2 500 тонн. В 2009 году планируется запуск нового завода.
  3. На многогранных опорах построено более 1000 км ВЛ напряжением от 10 до 330 кВ. Среди них такие сложные линии как:
    • четырехцепная ВЛ220 кВ (Москва) в условиях плотной городской застройки (рис. 1);
    • двухцепная ВЛ220 кВ (Краснодар) для V/V гололедно-ветрового района (рис. 2);
    • ВЛ110 кВ (север Красноярского края) на вечномерзлотных грунтах с использованием фундаментов на винтовых сваях (рис. 3);
    • двухцепная ВЛ330 кВ (Санкт-Петербург) на повышенных опорах (рис. 4)

      и другие.
  4. В стадии проектирования и строительства находятся десятки ЛЭП общей протяженностью несколько тысяч километров.

Реализация программы позволила консолидировать научный и производственный потенциал и полностью ликвидировать возникшее отставание в проектировании и строительстве ЛЭП с использованием многогранных опор.

Уже сейчас эффект от применения многогранных опор многократно окупил затраты по Целевой программе.

ПРЕИМУЩЕСТВА МНОГОГРАННЫХ ОПОР. Перечислим эти преимущества и подробней остановимся на двух из них - сроках строительства и стоимости строительства. Эти два фактора определяют успешность реализации программ по модернизации распределительных сетей и сетей высокого напряжения.

Адаптивность. В развитых странах уже давно отказались от массового применения типовых проектов. Каждая линия должна строиться с учетом всех нюансов рельефа, климата, социальной значимости и т.п.

Адаптивность СМО заложена как в конструкции опоры (стойки), так и технологии их производства. Проектирование конструкций опоры автоматизировано. Производство СМО так же полностью автоматизировано. Имея базовую (испытанную и сертифицированную) опору, завод изготовитель может в течение нескольких дней организовать производство опор такой модификации, которая является оптимальной с точки зрения проектировщика конкретной линии электропередачи. Следовательно, уже на стадии проектирования, можно рассматривать большое количество альтернативных вариантов строительства и закладывать в окончательный проект оптимальные решения. Подчеркнем, что именно на стадии проектирования закладываются основные экономические результаты. На стадии строительства они могут быть улучшены, но не в решающей степени.

Примером такой адаптации могут служить:

  • Сложные многоцепные опоры для строительства ЛЭП в условиях плотной городской и промышленной застройки. К настоящему времени построено три четырехцепные ВЛ 110 и 220 кВ в Москве и Московской области, где альтернатив многогранным опорам просто не существовало по условиям землеотвода. Разработка конструкций опор, изготовление опытных образцов и испытания были завершены менее чем за три месяца.
  • Двухцепная ВЛ220 кВ для сложных районо-климатических условий (ветровое давление 1000 Па (40 м/сек), стенка гололеда 30 мм). Адаптация к заданным РКУ позволила увеличить пролет со 150 до 250 метров и получить существенную экономию по затратам на строительство. Срок адаптации - два месяца.

Надежность. Под надежностью понимается свойство объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования (ГОСТ 20.002.89.). Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения объекта и условий его применения включает безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. По всем этим характеристикам многогранные опоры лучше традиционных. Так, долговечность, важнейший из частных показателей, в среднем составляет для бетонных опор 30 лет, для решетчатых – 40 лет, а для многогранных - 50 лет. Фактически, только СМО удовлетворяют новым техническим требованиям по срокам службы.

Транспортабельность. По удобству и стоимости транспортировки СМО существенно выигрывает по сравнению с бетонными и решетчатыми опорами.

Многогранные опоры отличает низкая стоимость транспортировки. Длина секций, как правило, не превышает 12 метров. Это позволяет использовать для автомобильных перевозок стандартные трейлеры, а для железнодорожных - полувагоны. Загрузка транспортных средств достаточно высокая. Многие конструкции опор позволяют использовать такие способы транспортировки, когда верхние секции размещаются внутри нижних, что еще более снижает затраты на транспорт. Транспортировка фундаментов, выполненных из труб, так же не представляет труда.

Первый же опыт строительства подтвердил эти положения. При строительстве ВЛ110 кВ в Костромской области расстояние от завода изготовителя до места строительства составляло около 700 км. Доставка, в основном, осуществлялась автотранспортом. Для транспортировки 10 комплектных опор (с фундаментом) необходимо 3 автомашины общего назначения. Срок доставки - 1 день. Стоимость - 7.5 тыс.руб. за одну опору, что составило 2% стоимости опор и менее 1% в общей стоимости строительства.

Опыт дальних поставок СМО (Тында) показал, что затраты на железнодорожный транспорт составляют около 8% от стоимости опор и 4% от стоимости строительства.

Таким образом можно утверждать, что затраты на транспорт не оказывают существенного влияния на стоимость строительства ЛЭП на многогранных опорах и кратно ниже транспортных затрат при строительстве ВЛ на железобетонных или решетчатых опорах: транспорт решетчатых опор дороже в 1.5-2 раза, а железобетонных - в 3-4 раза. Чем сложнее транспортная схема, тем эффективнее многогранные опоры.

Землеотвод. Этот показатель в последние годы приобретает все большее значение по причине постоянного роста цен на землю. При применении многогранных опор затраты на постоянный землеотвод снижаются примерно в 2 раза. По сравнению с железобетонными опорами выигрыш обеспечивается за счет меньшего количества опор при равном отводе на одну опору, а по сравнению с решетчатыми, наоборот - за счет меньшего отвода под одну опору при примерно равном количестве опор. Сокращаются затраты и на временный землеотвод.

Отдельно следует остановиться на проблеме землеотвода при реконструкции ВЛ. Действующие ЛЭП на железобетонных опорах, построенные до 1 октября 2003 года, имеют пролеты на 25-30% больше, чем допускаются требованиями ПУЭ-7. Следовательно, реконструкция пикет в пикет с использованием бетонных опор исключена. Реконструкция на базе решетчатых опор требует дополнительного землеотвода под каждую опору. Если же применить СМО, то возможна реконструкция в рамках существующего землеотвода, т.е. без дополнительных затрат. В настоящее время проектируется подобная реконструкция ВЛ220-1 в Приморском крае.

Не менее остро стоит вопрос о прохождении ЛЭП по лесным массивам. Здесь также можно получить значительный эффект используя многогранные опоры с односторонним расположением траверс. Такие конструкции будут широко использованы при строительстве ВЛ220 кВ протяженностью 540 км в Республике Коми (начало строительства – 2009г).

Кроме перечисленных, отмечают следующие положительные качества многогранных опор, как правило слабо поддающиеся количественной оценке: эстетичность, вандалоустойчивость, качественная однородность, простота демонтажа и утилизации при ликвидации объекта.

СРОКИ СТРОИТЕЛЬСТВА, Монтаж и установка многогранных опор чрезвычайно проста на всех этапах. Выкладка опоры облегчена малым количеством элементов. Так, промежуточная опора для ВЛ 330-2 состоит из 3-х многогранных секций стойки опоры и 6-ти многогранных траверс, т.е. всего 10 элементов. Опора для ВЛ 110-1 включает 2 секции стойки, 3 многогранные траверсы и тросостойку - 6 элементов. Сборка опоры так же исключительно проста. Сначала, с помощью лебедок, стыкуются секции стойки – нижняя со второй, вторая с третьей и т.д. Обычно, бригада из 7 – 8 человек тратит на это около 1 часа. Затем к стойке крепятся траверсы, каждая с помощью 4 - 9 болтов (для 110 кВ и 330 кВ). На это уходит менее часа. Как известно, для сборки решетчатых опор требуется более тысячи пар крепежа, а, следовательно, трудозатраты возрастают в десятки раз. Установка опоры на фундамент производится обычным краном так как опоры компактны и имеют небольшой вес (опора для ВЛ 330 весит 10 тонн, опора ВЛ 110-1 -2 тонны). Крепится к фундаменту опора 330 кВ с помощью 32 болтов, опора 110 кВ - 24 болтов.

Этим обусловлена высокая скорость монтажа многогранных опор. Сравнение удельных трудозатрат на опору в соответствии с нормами ГЭСН 33-01-2001 и технологическими картами для трех промежуточных опор ВЛ 110-1 кВ (железобетонная ПБ 110-15, решетчатая П 110-3 и многогранная ПМ 110 – 1ф) показало, что трудозатраты на монтаж и установку (без подвески провода и троса) многогранной и железобетонной опор приблизительно одинаковы. Решетчатые опоры проигрывают первым двум в шесть раз. С учетом подвески это отставание «сокращается» до четырехкратного.

Сравнение трудозатрат на строительство 1 км ВЛ меняет картину. Наименьшие трудозатраты у многогранных опор. По железобетонным они выше в 2 раза, по решетчатым - в 4 раза. Двукратное ухудшение затрат по бетонным опорам обусловлено следующими факторами. Во-первых, пролетные расстояния у многогранных и решетчатых опор приблизительно одинаковы и для одноцепных линий составляют 250 – 300 метров. Для железобетонных опор оно в 1.5 – 2 раза меньше. Соответственно увеличивается количество опор и снижается производительность труда в расчете на 1 км ЛЭП. Во-вторых, в многогранных линиях в качестве анкерных опор используются одно-, двух- или трехстоечные многогранные опоры. Время на их установку не многим больше чем на установку промежуточных многогранных опор. В линиях на базе железобетонных опорах в качестве анкеров используются металлические решетчатые опоры на сооружение которых требуется в несколько раз больше времени. Это значительно ухудшает показатели производительности и скорости монтажа по железобетонным вариантам строительства ЛЭП.

Таким образом по одному из главных факторов - скорости строительства многогранные опоры имеют двух- четырехкратное преимущество.

Как показал опыт строительства первых линий на многогранных опорах, обычная производительность одной бригады из 8 – 10 человек - установка 6 – 8 опор в смену, что эквивалентно 1.5 – 2 км ВЛ 110 кВ.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ. В настоящее время величина капитальных затрат на строительство ЛЭП является главным критерием выбора варианта строительства. Поэтому, необходимо было провести масштабное исследование капиталоемкости строительства линий на базе многогранных опор.

На эффективность применения того или иного типа опор в каждом конкретном случае влияет множество факторов: технические задания на строительство объекта; районно-климатические условия; транспортная доступность; близость производства того или иного типа опор и др.

При таком многообразии условий строительства один из типов опор не может лучшим во всех случаях. Поэтому, очень важно уже на первом этапе внедрения многогранных опор хотя бы приблизительно очертить область их наиболее эффективного применения. Это позволит избежать необоснованных затрат на стадии проектирования и ускорит получение эффекта от реализации конкретных проектов.

К настоящему времени выполнено более 30 сравнений стоимости строительства конкретных ЛЭП на бетонных, решетчатых и многогранных опорах. Результаты сравнительных расчетов показывают, что максимальный эффект использование СМО приносит при сооружении линий напряжением 35 – 220 кВ, реже - 330 кВ. Характерно, что для различных районо-климатических условий, различных напряжений, количества цепей и т.д. величина экономии составляла достаточно устойчивую величину. Ясно, что по мере совершенствования конструкций многогранных опор зона их эффективного применения будет расширяться. Однако, уже сейчас можно разбить все опоры, разрабатываемые в рамках целевой программы на два класса (хотя и достаточно условно).

1. Опоры для ВЛ 35 – 220 кВ. Для сетей этого класса преимущества многогранных опор проявляются в наибольшей степени.

По сравнению с ЛЭП на центрифугированных бетонных опорах линии на ММО дешевле на 8 – 15 %. Основным фактором, обеспечивающим преимущество многогранных опор, является увеличение пролетных расстояний. В результате, несмотря на то, что бетонные опоры дешевле многогранных, общие затраты на приобретение опор, изоляторов и т.д. оказываются всего на 20-25 % ниже. Одновременно, при использовании бетонных опор затраты на строительно-монтажные работы выше на 40-70%, затраты на транспорт - в 2.5-3 раза. Заметим, что преимущества СМО возрастают при строительстве ЛЭП в северных и отдаленных районах.

Сравнение стоимости строительства ЛЭП на многогранных и решетчатых опорах показало, что практически по всем составляющим затрат СМО значительно выгоднее. В результате, стоимость 1 км линий данного класса на решетчатых опорах оказывается на 30 – 40 % выше. Особо следует отметить, что при использовании СМО кратно сокращается время строительства.

2. Опоры для ВЛ 330 – 500 кВ. Для сетей этого класса характерно то, что резко падает эффективность бетонных опор. Для линий 500 кВ их использование вообще не рекомендуется

Сравнение многогранных и решетчатых опор для ВЛ 330 кВ показало, что для одноцепных линий СМО дают экономию 5 – 10 %, для двухцепных ВЛ 330 кВ оба типа опор равноэффективны. Для ВЛ 500 кВ конструкции опор находятся в разработке и объективных сравнений пока не проводилось. Предварительные оценки показывают равную эффективность обоих типов опор. Возможно, эти соотношения несколько изменятся в пользу СМО с появлением более рациональных конструкций многогранных опор, но принципиальный вывод о равноэффективности скорее всего сохраниться, что подтверждается и мировым опытом.

Для сетей этого класса сохраняется преимущество СМО в скорости строительства, транспортабельности и т.д. На наш взгляд многогранные опоры будут предпочтительнее в городских условиях, где существуют серьезные ограничения по землеотводам, а также в горных и северных районах.

Таковы основные выводы по эффективности СМО при использовании критерия «минимум капитальных вложений». Если же использовать более совершенные критерии, например, рекомендованный отраслевыми и государственными нормативными документами критерий дисконтированного денежного дохода, преимущества многогранных опор возрастают.

Сравнения по этому критерию проводились по заданию ФСК рабочей группой специалистов ведущих отраслевых институтов. Результаты расчетов показывают, что при использовании более совершенного критерия преимущества ЛЭП на многогранных опорах становиться еще более ощутимым - 12 -15% по сравнению с бетонными и 40 – 45% по сравнению с решетчатыми. Это обусловлено более низкими затратами на эксплуатацию, более длительным сроком службы, низкими затратами на ликвидацию и утилизацию. Все эти статьи расходов не учтены в критерии «минимум инвестиций».

Конечно, Целевая программа не может, да и не должна охватывать все многообразие многогранных опор. Ее задача - решение принципиальных вопросов конструирования, проектирования, изготовления и строительства для типового ряда опор на ВЛ 35 – 500 кВ. Типовые опоры должны стать основой для массового строительства. Для решения частных задач, завод «Гидромонтаж» совместно с заказчиками и проектными организациями разработал более 30 модификаций опор для линий электропередачи различного класса напряжений (от 6 кВ до 220 кВ).

Остановимся только на двух проблемах, решаемых вне рамок Целевой программы.

Первая проблема - строительство в условиях плотной городской застройки. Фирмой «ПРОМиК» разработано около 20 конструкций промежуточных и анкерно-угловых опор ВЛ 110 и 220 кВ в двух-, трех- и четырехцепном исполнении. Многие из них, как отмечалось выше, успешно применены в Московском регионе.

Вторая проблема не рассматриваемая в целевой программе - реконструкция и строительство сетей 6-10 кВ. Протяженность распределительных сетей напряжением 6-10 кВ - около 1.2 млн.км. И это только линии на балансе холдинга МРСК. Эти сети не только самые протяженные, но и самые аварийные. Половина из них отработала свой ресурс. По данным ОРГРЭС, основной причиной аварий является повреждение опор - 40 %.

Холдингом МРСК определены направления развития распределительных сетей на новой технической основе. Сети нового поколения должны обеспечивать необходимый уровень надежности электроснабжения, нормированное качество электроэнергии, адаптивность к растущим нагрузкам, экономическую эффективность и экологическую безопасность. Для достижения этих целей необходимо:

- строительство сетей на основе магистрального принципа;
- магистральные линии выполнять на опорах повышенной механической прочности (не менее 70 к*Нм) и подвесных изоляторах;
- строительство новых и реконструкцию линий электропередачи осуществлять на установленный срок службы не менее 40 лет;

На наш взгляд использование многогранных опор при строительстве сетей 6 – 10 кВ будет способствовать решению перечисленных задач. Это следует из некоторых особенностей СМО.

Во-первых, механические свойства СМО (не менее 80 к*Нм) позволяют строить ВЛ с пролетами 100 – 120 метров. Это означает, что количество устанавливаемых опор сокращается вдвое с соответствующим сокращением сроков выполнения работ.

Во-вторых, срок службы СМО составляет около 50 лет и соответствует техническим требованиям к сетям нового поколения.

В-третьих, высота односекционных СМО (вместе с фундаментной частью) составляет 12.5 – 18 метров, что позволяет эффективно использовать подвесную изоляцию.

В-четвертых, многогранные опоры более надежны, на линиях построенных с использованием СМО исключены каскадные аварии, что ускоряет процесс восстановления энергоснабжения и снижает величину потерь у потребителей.

Длительное время основными районами применения металлических опор в сетях 6-10 кВ были отдаленные и северные районы. Из-за меньшего веса (250-300 кг) и требуемого количества (пролеты в 1.5 раза больше) в этих районах, при использовании СМО, резко снижаются затраты на транспорт и монтаж. В результате, металлические опоры становятся на 30 % эффективней бетонных. В 2007-2008 гг завод «Гидромонтаж» выпустил несколько тысяч опор для северных и труднодоступных районов. Опыт их использования подтвердил все эти преимущества.

Главным аргументом против использования многогранных опор в районах средней полосы была высокая стоимость строительства. Действительно, «северные» опоры с пролетами 50 – 70 метров были менее эффективны бетонных. Однако за последние годы положение изменилось. Во-первых, существенное подорожание бетонных опор и ужесточение технических и экологических требований привело к повышению стоимости 1 км ВЛ на бетонных опорах. Во-вторых, были разработаны многогранные опоры с пролетом 100-120 метров, позволившие снизить стоимость 1км ВЛ на многогранных стойках. На сегодняшний день положение таково. Для ВЛ 6-10 кВ в районах 2-3 по ветру и гололеду, с проводом АС95-АС120 и подвесной изоляцией, или при использовании самонесущих изолированных проводов затраты на строительство 1 км линии на бетонных и многогранных опорах равны, а при учете текущих затрат и сроков службы (критерий дисконтированных интегральных затрат) использование СМО становится предпочтительным.

Учитывая большую надежность, меньшие сроки строительства, повышенный срок службы, меньший землеотвод и т.п., можно с уверенностью говорить о самых благоприятных перспективах использования СМО в распределительных сетях напряжением 6 – 10 кВ.

Таким образом, сегодня можно с полным основанием утверждать, что стальные многогранные опоры доказали свою эффективность в сетях всех классов напряжений. Решающую роль в продвижении этого типа опор сыграла Целевая программа.

 





Сейчас 80 гостей онлайн
Применение полимерных стоек, как опор ВЛ, в ближайшие 10 лет:
 
Locations of visitors to this page