Russian (CIS)English (United Kingdom)
ГлавнаяКонференцииТретья Международная конференция МГС → Анализ изменений нормативно-правовых актов в сфере строительства
Анализ изменений нормативно-правовых актов в сфере строительства
Плакидюк В.М., заместитель директора ООО "Связьтехсервис"

В настоящей статье проведен анализ основных изменений в нормативно-правовой базе Украины, касающейся строительства объектов энергетики и мобильной связи, а также проведен обзор ожидаемых изменений правовых актов в ближайшей перспективе и тех последствий, к которому эти изменения приведут.

Обзор основных изменений в нормативных актах.

Одним из основных изменений в законодательном поле, касающемся сферы строительства, стало вступление в силу с 1 января 2008 г. Закона Украины «О внесении изменении в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления государственного архитектурно-строительного контроля и содействия инвестиционной деятельности в строительстве» № 1026-V.

Наиболее весомые новшества, внесенные этим Законом состоит в следующем:

  1. Обязательное получение заключения госэкспертизы на инвестпрограммы и строительство с 01.01.2008 г. не распространяется на такие объекты гражданского и производственного назначения:
    - строительство жилья по проектам повторного применения при условии неизменности архитектурно-планировочных конструктивных и технических решений;
    - домов и сооружений I и II категорий сложности на нетронутых территориях с инженерно-геологическими условиями I категории сложности для их ремонта и технологического переоснащения;
    - объектов производственного назначения из перечня, утвержденного Кабинетом Министров Украины. (К таким объектам относятся вторые стандарты приемо-передающих устройств на существующих башнях и мачтах мобильной связи и установка базовых станций на крышах существующих зданий. Не относятся, т.е. требуют обязательного проведения и получения заключения госэкспертизы объекты условной высотой более 73,5 м.).
  2. 2. Следующее важное изменение, к которому привело вступление в силу Закона, состоит в том, что из прав и обязанностей областных госадминистраций убрали государственный архитектурно-строительный контроль.

    С 1 января 2008 г. такой контроль осуществляет Государственная архитектурно строительная инспекция Украины и ее территориальные подразделения.

    На сегодняшний день процесс создания и укомплектования специалистами территориальных органов ГАСИ продолжается, но в большинстве регионов страны строители уже воочию убедились в серьезности осуществления контроля и надзора этим органом исполнительной власти за процессом строительства.

    Отмечается уменьшение случаев незаконного строительства и строительства на самозахваченных участках.

    Для того, чтобы данный Закон полностью заработал, необходимо принять целый пакет подзаконных актов по этой тематике, часть нормативной документации уже разработана и принята, часть – находится на разных стадиях принятия. К их анализу вернемся ниже.

    А сейчас хотелось бы перейти к освещению, пожалуй, наиболее острой проблемы, которая возникла в сфере строительства с началом этого года, и, во многом, не решена по сегодняшний день. Проблема касается порядка оформления землеотводов.

    Неурегулированность проведения процедуры землеотводов на государственном уровне привела к стремительному сокращению в этом году количества объектов нового строительства. Ее заложниками стали как заказчики так и предприятия-подрядчики. Невозможность оформить земельный участок под строительство (будь то аренда, будь то приобретение в собственность) привела к застою как в развитии сети мобильной связи операторов, так и в строительстве объектов энергетики.

Все участники рынка, тем или иным образом связанные с необходимостью получения в Украине землеотвода для строительства объекта энергетики или связи, с 01.01.2008 г. столкнулись с фактом невозможности оформления земельных участков в аренду под такие объекты, не говоря уже оформлении их в частную собственность. Проблемы , накопившиеся на рынке земли за последние годы, естественно, требовали цивилизованного, законного их решения. Быстро растущая стоимость земли и существующие полупрозрачные схемы ее приобретения решению этих проблем не способствовали и мало способствуют сейчас. Об этом свидетельствуют два принятых с начала года Постановления Кабинета Министров Украины, касающихся введению в стране единых правил, касающихся того, как продавать и сдавать в аренду землю. Оба эти Постановления были ветированы Президентом Украины. Причин ветирования касаться не буду – это отдельная и обширная тема для обсуждения. Хочу отметить следующее: « пинг-понг» между КМУ и Президентом нормативными актами по земельным вопросам на полгода (как минимум) парализовали рынок выделения земли под застройку базовых станций мобильной связи, линий электропередачи, подстанций. Только в начале июня, с момента подписания Президентом Украины Закона «О применении некоторых законодательных актов Украины» ситуация в какой-то мере начала решаться. В соответствии с этим Законом сдавать участки в аренду и продавать их будут через открытые торги. При этом организатором аукционов может выступать не только Госкомзем, как того требовал Кабмин, но и местные органы власти.

Настойчивое желание правительства продавать украинские наделы через аукционы наконец удовлетворено главой государства. Правда, чтобы узаконить земельные торги, Кабинету Министров пришлось пройти на серьезные уступки. Если в приостановленных Президентом двух правительственных Порядках проведения аукционов эта задача возлагалась исключительно на Госкомзем, то в соответствии с новой редакцией Земельного кодекса и Закона «Об аренде земли» право проводить торги предоставляется также и местным властям. Именно их отлучение от распоряжения коммунальными землями стало главным камнем преткновения в споре вокруг аукционов между Президентом, вступившимся за «обиженных» губернаторов, и Премьером, считавшей их главными земельными коррупционерами.

Другой победой местных властей стал узаконенный в их пользу финансовый вопрос: 90% от суммы, заплаченной покупателем за участок, поступит в местный бюджет, а 10% - в государственную казну. Эта норма действовала и ранее, однако Кабмин включил ее в свой Порядок проведения аукционов. Если одним ударом по самолюбию правительства стало исключение из окончательной версии правок к земельному законодательству нормы, разрешающей ему самостоятельно определять случаи, когда наделы могут отходить в частные руки без торгов. Это положение было прописано в ветированном главой государства законопроекте, принятом Верховной Радой 23 мая. Не дал благословения Президент и на другое немаловажное для правительства правило - продавать участки сельскохозяйственного назначения для последующего возведения на них объектов инфраструктуры под Евро - 2012. Напомним, что на необходимости подобной скупки длительное время настаивал министр финансов Виктор Пинзеник, по словам которого без выкупа сельхозземель целый ряд объектов, необходимых для проведения чемпионата (например, новую окружную дорогу вокруг Киева), просто невозможно будет построить. Парламент разрешил скупать землю у аграриев только после снятия моратория на продажу сельхозугодий, а именно после принятия законов о земельном кадастре и рынке земли, проекты которых уже не первый год пылятся в Верховной Раде.

Между тем лазейку, позволяющую обойти действующий запрет, депутаты все-таки оставили. Согласно новой редакции Земельного кодекса сельскохозяйственные земли могут отчуждаться для общественных нужд. Что это за нужды и кто принимает решение о продаже аграрного надела по мотивам государственной необходимости, парламент уточнять не стал. Из предложенных правительством правок в Земельный кодекс попал запрет на переуступку права аренды земельного надела, а также на введение земли в уставные фонды частных предприятий. Таким образом, законотворцы перекрыли распространенную до сих пор серую схему землеотвода. Суть ее довольно проста: близкие к местным органам власти получают за копейки участки в аренду, а затем продают в свою компанию Так к новому покупателю переходит и принадлежащее продавцу право аренды надела.

Законодательное закрепление теперь получили и предложенные правительством основные постулаты аукционной политики. Вопреки жалобам местных чиновников, парламент решил не отказываться от нормы, по которой право проводить торги имеет лишь компания, имеющая лицензию на продажу земли. На данный момент ее нет ни у одного предприятия. Лицензионные же условия выписаны так, что единственной структурой, имеющей шанс ее получить, может быть лишь специализированные предприятие Госкомзема. Помимо ряда технических условий (здание с залом на 50 посадочных мест и площадью не менее 100 кв. м, с электронным табло, пятью телефонными линиями, линией Интернета и пр.), для получения права продавать землю претендент обязан иметь свои представительства во всех областях (а также в Киеве и Севастополе), а также офисы не менее чем в трех четвертях районных центров во всех регионах. При этом в штате каждого офиса должен быть землеустроитель (с профильным дипломом магистра), проработавший по специальности не менее пяти лет. В уставных документах каждого претендента необходимо указать виды деятельности по предоставлению посреднических услуг по купле-продаже земли, а на его счету должно находиться как минимум 500 тыс. грн.

Также парламент согласился оставить в Земельном кодексе и положение о продаже земли под приватизирующимися предприятиями. Против этого также выступили местные власти, не понимая, как следует продавать землю, если на приватизацию выставляется не 100% предприятия, а например, 40%. Кстати, пояснений, как нужно поступать в данной ситуации, ни аукционное постановление правительства, ни новый закон так и не дают.

В настоящее время в Верховной Раде Украины находится на рассмотрении законопроект об изъятии земель для общественных нужд « О выкупе земельных участков частной собственности для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости».

В указанном законопроекте предусмотрено, что окончательное решение об изъятии земель будет принимать Кабинет Министров, он же будет заказывать и экспертную денежную оценку. Собственник земли получит либо денежное вознаграждение, либо альтернативный участок, расположенный поблизости. Но, нужно отметить, что окончательно процедура изъятия земель еще не определена. Принятие данного Закона позволило бы намного интенсивнее проводить реконструкцию и строительство линий электропередачи, подстанций, объектов связи, дорог и других жизненноважных для всей страны стратегических объектов. От законодательного решения этого вопроса во многом зависит конкурентоспособность страны, ее экономическое развитие, ее перспективы на будущие десятилетия.

А о том, насколько зависит развитие Украины от темпов внедрения новых технологий красноречиво гласит вывод крупнейшей международной консалтинговой фирмы Delloitte &Touсhe касательно нашей страны: в 2007 году мобильная связь прямо и косвенно генерировала 6% ВВП Украины. А ведь еще недавно, в 2002 году, в стране количество абонентов мобильной связи едва дотягивала до 3,7 млн. пользователей.

В 2007 –м – их уже 57 млн. Количество мобильных соединений теперь в 5 раз превышает звонки по стационарным телефонам. (Кстати говоря, в мире насчитывается 3 млрд. абонентов сотовой связи против 1 млрд. абонентов стационарной связи). Согласно тому же исследованию Delloitte, мобильная связь принесла в экономику Украины 37 млрд. гривень, причем 10% проникновения сотовой связи в массы способствует росту всей экономики на 1,2%.

От принятия парламентом Закона «О выкупе земельных участков частной собственности для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости» во многом зависит и реализация такого крупномасштабного проекта в энергетике как строительство ВЛ 750 кВ «Ривненская АЭС – ПС Киевская» общей протяженностью около 488 километров. Реализация проекта позволит сократить потери и поставлять электроэнергию из существующих избыточных генерирующих мощностей Западной Украины в Киев, Киевскую область и соседние области. Кроме того, это снизит зависимость Украины от импорта энергоносителей и будет способствовать присоединению украинской энергетики к Союзу по вопросам координации передачи электроэнергии – ассоциации операторов систем передачи электроэнергии в континентальной Европе, и будущей интеграции во внутренний энергорынок ЕС.

Без принятия вышеуказанного Закона сроки выполнения этого проекта могут быть сорваны, поскольку отсутствует механизм решения вопросов землеотвода под строительство ВЛ на участках, находящихся в частной собственности, а КМУ утверждено выделения средств на реализацию данного проекта в размере 1 млрд.655,53 млн. грн., 70% от этой суммы составляют кредиты ЕБРР и Европейского инвестиционного банка.

Обзор планируемых изменений нормативных актов в строительной отрасли на 2008 начало 2009 года, принятых к рассмотрению.

I . Законы Украины

1.1. Проект Закона Украины «О внесении изменений к ст. 17 Закона Украины «Об архитектурной деятельности». Цель принятия Закона: выполнение постановления КМУ от 05.12.07 № 1396 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве», а также определение исключительного перечня видов хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры, подлежащей лицензированию, а также определение органов лицензирования.

1.2. Проект Закона Украины «О внесении изменений к Закону Украины «О планировке и застройке территорий (относительно приведения ст. 29 Закона Украины «О планировке и застройке территорий в соответствие с Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Цель принятия этого Закона: Приведение положений Закона Украины «О планировке и застройке территорий» в соответствие с Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности», а также определения исключительного перечня оснований для отказа в выдаче и аннулировании разрешения на выполнение строительных работ, определения безоплатности выдачи разрешений на выполнение строительных работ.

1.3. Проект Закона Украины «О внесении изменений в законодательство Украины по вопросам упрощения разрешительных процедур в строительстве». Цель принятия Закона: Усовершенствование действующего градостроительного законодательства с целью создания благоприятных условий для инвестиций в строительство, упрощение разрешительных процедур путем исключения чрезмерного административного вмешательства в процесс принятия решение в процессе строительства.

II. Постановления Кабинета Министров Украины

2.1 . Проект постановления КМУ «Об утверждении Порядка проведения профессиональной аттестации исполнителей отдельных работ, связанных с созданием объектов архитектуры». Цель принятия данного постановления: Выполнение требований ст. 17 Закона Украины «Об архитектурной деятельности», а именно – предоставление возможности лицам, получившим соответствующий квалификационный сертификат архитектора, осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры, без наличия соответствующей лицензии.

2.2 . Проект постановления КМУ «О внесение изменений к Порядку лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве». Цель принятия постановления: Усовершенствование процедуры лицензирования определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве и создание условий для эффективного функционирования системы лицензирования хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры. 2.3 . Проект постановления Кабинета Министров Украины « Об утверждении Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного надзора (контроля) Государственной архитектурно-строительной инспекцией и ее территориальными органами за объектами градостроительства и Порядка осуществления государственного архитектурно-строительного контроля Государственной АСИ и ее территориальными органами за производством строительных материалов и изделий». Цель принятия постановления: Выполнение требований Закона Украины «Об основных критериях государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

2.4 . Проект постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении Положения о порядке выдачи разрешения на выполнение строительных работ». Цель принятия постановления: Выполнение требований Закона Украины «Об разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности».

2.5 . Проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 01.08.2005 г. № 668 «Об утверждении общих условий заключения и выполнения договоров подряда в капитальном строительстве». Цель принятия данного постановления: Приведение в соответствие с действующим законодательством Украины некоторых положений действующего постановления КМУ.

III. Приказы Минрегионстроя Украины.

3.1. Проект приказа «Об утверждении Правил проведения комплексной государственной экспертизы инвестиционных программ и проектов строительства». Цель принятия документа: Выполнение Постановления КМУ от 21.10.07 г. № 1269 «О порядке утверждения инвестиционных программ и проектов строительства и проведения государственной экспертизы».

3.2. Проект приказа «Об утверждении Лицензионных условий ведения хозяйственной деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры» Цель приказа: Выполнение требований постановления КМУ от 05.12.07 г. №1369 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности в строительстве».

3.3. Проект приказа «Об утверждении новой редакции строительных норм ДБН А.3.1-5-96 «Организация строительного производства». Цель принятия приказа: Выполнение Закона Украины «О стандартизации в части приведения строительных норм в соответствие с действующим законодательством и современным состоянием строительных технологий.

Принятие этих и других нормативных актов позволит с одной стороны ужесточить контроль государственных органов за нарушителями в сфере строительства, а с другой стороны – уменьшить излишнюю зарегулированность в получении разрешительных документов и упростить процесс строительства.

Это будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Украины, а также гармонизации взаимоотношений между заказчиками, подрядчиками и контролирующими государственными органами.

 



Фото-12
Монтаж
Фото-12
Фото-13
Печи
Фото-13
Фото-2
Монтаж
Фото-2


Сейчас 115 гостей онлайн
Применение полимерных стоек, как опор ВЛ, в ближайшие 10 лет:
 
Locations of visitors to this page