Russian (CIS)English (United Kingdom)
ГлавнаяКонференцииТретья Международная конференция МГС → Краткие размышления о состоянии и перспективе развития основных электрических сетей Украины
Краткие размышления о состоянии и перспективе развития основных электрических сетей Украины
Заслуженный энергетик Украины
Почетный энергетик Украины
Почетный энергетик СНГ

СЕМЕНКО
Виталий Дмитриевич

Генеральный директор
Центра внедрения энергосберегающих технологий
«ЭНЕРГИЯ ПЛАНЕТЫ»


Уровень жизни украинцев и конкурентоспособность экономики Украины зависят от развития электрического сектора. В докладе Римского клуба 1995 года «Фактор четыре» подчеркивается, что условием стабильного развития и конкурентоспособности экономики стран в ХХ1 веке является увеличение ВВП в два раза при одновременном уменьшении потребления энергии вдвое. Таким образом, Украина сможет успешно интегрироваться в Европу, если динамика развития ее экономики будет удовлетворять этим условиям.

Сегодня энергоемкость ВВП Украины в три – три с половиной раза выше аналогичных показателей развитых стран мира и в принятой Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года мы видим, что параллельно с ростом ВВП, приблизительно в четыре раза, отмечается и рост потребления энергоресурсов в три раза.

Одной из причин большого энергопотребления ВВП в Украине является то, что сфера энергетики крайне заполитизирована. Решения в энергетическом секторе продиктованы в основном конъюнктурой внутренних и внешних политических факторов, что не дает возможности учитывать все аспекты энергетики как сложной отрасли в условиях рынка и глобальной конкуренции.

Важно нам специалистам твердо уверовать в то, что исходить нужно из приоритетов программы правительства «Украинский прорыв», из Энергетической стратегии Украины до 2030 года, из понимания неотложных общественных потребностей и противоречивости природы современного энергопользования, из того, что в основе их решения должны быть национальные интересы и главные задачи в этой сфере.

Вспомним «букварь энергетика» и начнем с того, что электрические сети являются основным связующим звеном для передачи электрической энергии от источников генерирующей мощности к потребителям. На территории Украины сформированы магистральные электрические сети с использованием систем напряжений 220-330-400(500)- 750 кВ.

Строительство сетей напряжением 220 кВ в Украине началось в 60-е гг. прошлого столетия, в основном, для выдачи мощностей ТЭС (Луганской, Старобешевской, Добротворской) и формирования системообразующих связей в Донбасском, Западном и Крымском регионах ЭС Украины. Наиболее интенсивно сооружение сетей 220 кВ осуществлялось в 1960-1970 гг.

В настоящее время сети 220 кВ выполняют распределительные функции, и зона их действия локализована районами Восточного Донбасса и Западной Украины.

Основными системообразующими сетями в энергосистеме являются сети 330 кВ, формирование которых началось в 70-е гг. в районах Восточной и Южной Украины, где в тот период вводились энергоблоки на мощных и сверхмощных электростанциях (Славянской, Углегорской, Запорожской, Криворожской ТЭС). Наибольший объем сооружения сетей напряжением 330 кВ приходится на период 1970-1980 гг. Большинство ПС 330 кВ связаны с системой не менее чем тремя линиями этого напряжения, и в целом сеть 330 кВ имеет сложнозамкнутую конфигурацию.

В тот же период осуществлялось сооружение сетей 400-500 кВ, получивших в ЭС Украины ограниченное распространение в Западном регионе – на связях с ЭС стран Восточной Европы (400 кВ) и в приграничных с ОЭС Северного Кавказа (Россия) районах Донбасского региона (500 кВ).

В середине 70-х гг. началось строительство линий электропередачи и ПС напряжением 750 кВ. До 1990 г. каждые пять лет в энергосистеме вводилось около 1000 км ВЛ и до пяти автотрансформаторов этого класса напряжения. В настоящее время на территории Украины сформирована центральная широтная магистраль 750 кВ (соединяющая ПС 750/330 кВ Донбасская, Запорожская, Днепровская, Винницкая и Западноукраинская) с поперечными связями, обеспечивающими присоединение к этой магистрали мощных генерирующих источников - Запорожской, Южно-Украинской и Хмельницкой АЭС, а также Чернобыльского узла 750 кВ.

Сети 750 кВ, наряду с сетями 330 кВ, являются системообразующими сетями.

На большей части территории ЭС Украины широкое распространение получили сети напряжением 110 кВ. В Южном и Днепровском регионах, а также в приграничных с Днепровским регионом районах Полтавской области — сети 150 кВ. На напряжениях 110-150 кВ сформирована сложно-замкнутая сеть, состоящая из многочисленных колец, связанных между собой отдельными перемычками. Эта сеть является основной распределительной сетью ЭС.

К началу 2001 г. суммарная протяженность линий электропередачи напряжением 110 и 150 кВ составила более 50 тыс. км, а мощность ПС - более 57 тыс. МВ*А (всего около 1400 подстанций).

Исходя из нормативных сроков эксплуатации (25 лет), на 01.01.2001 г. количество ПС, выработавших ресурс (без учета отдельных элементов модернизации), составило 60 % (79 единиц), а до 2010 г. их численность увеличится до 90 %.

Больше всего "устаревшего" оборудования в сетях 220 и 330 кВ, где требуетсязаменить334 единицы оборудования на 24 ПС 220 кВ и более 2000 единиц оборудования на 51 ПС 330 кВ. В сетях 750 кВ приближается к нормативному срок эксплуатации основного оборудования ПС Винницкая и Днепровская.

Приведенная ситуация усложняется тем, что ряд ПС, хоть и не исчерпали ресурс, имеют «узкие» места, которые определяются, прежде всего, наличием дефектного оборудования, характеризующегося состоянием повышенной аварийности. По данным эксплуатирующих организаций около 60 единиц оборудования 750 кВ находится в предаварийном состоянии.

Большая часть магистральных линий электропередачи была построена к середине 60-х гг. прошлого столетия, и срок службы их конструктивных элементов (металл, железобетон, линейная арматура, изоляция и т.д.) исчерпан. Значительные объемы ВЛ требуют срочной реконструкции:

ВЛ 330 кВ - 2353 км (18 % от суммарной длины линий этого класса);

ВЛ 220 кВ - 2300 км (53 %).

Массовое старение электросетевых объектов и оборудования привело к значительному увеличению затрат на поддержание работоспособности ВЛ и ПС, повышенному использованию техники, конструкций, материалов при обслуживании, увеличению численности обслуживающего персонала для проведения плановых и внеплановых осмотров, текущих и аварийных ремонтов.

Анализируя техническое состояние электросетевого хозяйства, нельзя не отметить и тот факт, что в последние годы из-за отсутствия финансирования, запасных частей, материалов снизился уровень профилактических и плановых ремонтов, а потому реальное количество источников возможных аварийных ситуаций значительно больше, чем это определяется только старением сетей.

Общий экономический кризис существенно замедлил развитие электрических сетей. Начиная с 1991 г. отмечается устойчивая тенденция сокращения объемов ввода новых линий и трансформаторной мощности. Если в период с 1986 по 1990 гг. было построено около 2500 км ВЛ напряжением 220 кВ и выше (при среднегодовых темпах ввода 500 км), в период с 1991 по 1995 гг. - около 500 км (120 км в год), то за период 1996 - 2000 гг. были введены только две линии (330 кВ Западнокрымская - Симферополь и 750 кВ Южнодонбасская - Донбасская) суммарной длиной 290 км.

Сокращение сетевого строительства в последние годы вызвано рядом объективных причин, в том числе:

- значительным спадом электропотребления (в 2000 г. - более чем на 35 % по сравнению с 1991 г.);
- отказом от сооружения новых энергоемких предприятий, электроснабжение которых было намечено по сетям 220-330 кВ;
- ограничением вводов новых генерирующих мощностей.

Хроническая задержка сооружения крайне ответственных электросетевых объектов, обеспечивающих выдачу мощности действующих блоков АЭС, использование на ПС выработавшего ресурс оборудования, снизили надежность электроснабжения потребителей и, как следствие, - энергетическую безопасность системы.

Благодаря руководству НЭК «Укрэнерго» его профессиональной настойчивости удалось несколько улучшить ситуацию (введена в эксплуатацию ПС 330 кВ «Джанкой»), но это малая составляющая большой программы развития магистральных сетей ОЭС Украины, направленной на повышение надежности работы объединенной энергетической системы Украины, которая предполагает сооружение объектов для обеспечения:

  • увеличения пропускной способности линий электропередачи для выдачи мощностей АЭС (Ровенская, Хмельницкая, Запорожская);
  • перевода электроснабжения юга Одесской области от Молдавской энергосистемы на генерирующие источники ОЭС Украины;
  • повышения надежности электроснабжения Киевского, Карпатского регионов и восточного Донбасса;
  • улучшения условий для передачи мощности из энергоизбыточных западных регионов страны в энеогодефицитные центральный и восточный регионы;
  • скомпенсированности сети ОЭС Украины по реактивной мощности и поддержания необходимых уровней напряжения (Западная, Центральная, Южная энергосистемы);
  • усиления межгосударственных связей в целях увеличения экспортных поставок электроэнергии.

Выполнение комплекса технических мероприятий позволит обеспечить более высокий уровень эксплуатации как отдельных энергетических объектов, так и в целом ОЭС Украины, повысит устойчивость их функционирования, надежность обеспечения питания украинских потребителей качественной электроэнергией. Кроме того, повышение уровня надежности ОЭС Украины создаст благоприятные условия для обеспечения возможности синхронизации и параллельной работы с энергосистемами стран Европы, в частности с ассоциацией системных операторов UCTE (The Union for the coordination of Transmission of Electricity - союз по координации передачи электроэнергии), который является наибольшим объединением в Европе и включает в себя 34 системных оператора из 23 стран. Создание технических условий для параллельной работы ОЭС Украины с энергообъединением UCTE является одним из заданий интеграционной политики, а присоединение энергосистемы Украины к энергосистемам стран Европы стало общегосударственным приоритетом, определенным Программой интеграции Украины в Европейский Союз.

В основном при строительстве ВЛ 35-750 кВ в Украине традиционно применяются унифицированные конструкции опор и фундаментов, разработанные в 1968 - 1972 гг. В свое время разработка конструкций унифицированных опор и фундаментов преследовала главную цель - организацию массового электросетевого строительства, обеспечение которого возлагалось на заводы стройиндустрии и строительные организации (мехколонны) бывшего Минэнерго СССР. Массовость электросетевого строительства на базе унифицированных конструкций достигалась за счет значительного перерасхода материалов и финансовых ресурсов.

Рассматривая существующую унификацию с позиции сегодняшних рыночных отношении, можно увидеть, что она была проведена и предназначалась для реализации в условиях действия затратного механизма хозяйствования, когда валовый показатель объема СМР в денежном выражении прямо или косвенно подталкивал строительный комплекс к применению дорогостоящих и материалоемких конструктивных решений, делая его практически невосприимчивым к развитию научно-технического прогресса. Следует также добавить, что основные технические идеи, заложенные в этой унификации (изолирующие подвески, междуфазные расстояния, габариты до земли, количество цепей па опорах, отсутствие ограничений по использованию земель) отражают, во многом, возможности отечественной промышленности и экономики 70-х гг. прошлого века. Эти идеи не в полной мере вписываются в действующие на сегодняшний день экологические требования, в требования по проведению ремонта ВЛ под напряжением, а также не учитывают изменений в подходах к отчуждению земель, к формированию стоимости и других аспектов изменившихся экономических отношений.

В ближайшей перспективе развертывание массового строительства высоковольтных линий электропередачи маловероятно. Строиться будут лишь отдельные объекты. Поэтому нет никаких объективных оснований для разработки новой (украинской) унификации линейных конструкций. Изменяется и сам характер проектирования и строительства новых ВЛ. Эти фазы инвестирования будут осуществляться с учетом требований и возможностей инвестора.

Если инвестор будет ограничен в сроках строительства, но более свободен в средствах, то сооружение ВЛ может осуществляться, в основном, с использованием унифицированных и типовых конструкций в рамках действующей нормативно-технической базы. В этом случае проектирование будет заключаться в привязке конструкций опор и фундаментов существующей унификации к условиям сооружаемой ВЛ.

Если требования инвестора будут направлены на создание современного линейного сооружения, полностью соответствующего условиям прохождения ВЛ, то следует вести индивидуальную разработку и изготовление конструкций. Однако при этом сроки проектирования и изготовления конструкций могут увеличиться. Наиболее эффективен, видимо, вариант использования как унифицированных конструкций, так и конструкций, специально разработанных для каждой ВЛ. Окончательный ответ может дать только технико-экономическое сравнение различных вариантов конструктивного исполнения.

В настоящее время в Украине положено начало строительства ВЛ с разработкой индивидуальных конструкций на конкретные условия с соответствующими испытаниями. Этим занимаются специалисты ОАО «ПРОМиК».

При таком подходе обеспечивается наименьший расход материалов и других ресурсов на сооружение линий, а также гарантируется соответствие сооружения локальным природным условиям, его экологическая безопасность. Увеличение первоначальных затрат (капвложений), вызываемых увеличением объемов проектирования, как правило, с лихвой окупаются сокращением эксплуатационных затрат в последующие 40-50 лет физической жизни линии.

Все эти факторы возможны благодаря новому виду стоек «МГС».

За прошедшие 2 года, с момента проведения первой Международной конференции – многогранные гнутые стойки (сентябрь 2006 г.) произошли значительные изменения в экономичности применения МГС, психологической адаптации проектировщиков, строителей к данному вопросу. МГС сертифицированы и адаптированы на Украине. Особо нашли применение МГС в АМС базовых станций мобильной сотовой связи.

Не буду повторяться о положительных качествах МГС и возможности их применения, об этом достаточно было сказано в материалах предыдущих конференций. Очень хотелось бы чтобы накопленный 3-х годичный опыт специалистов Украины и России нашел свое понимание и применение особенно в сетевом строительстве. Качество, экономичность, снижение аварийности, антивандальность, экологичность все это можно достичь при применении МГС в сетевом строительстве. Слово за Вами, ЗАКАЗЧИКИ!!!

 



Фото-6
Монтаж
Фото-6
Фото-11
Монтаж
Фото-11


Сейчас 117 гостей онлайн
Применение полимерных стоек, как опор ВЛ, в ближайшие 10 лет:
 
Locations of visitors to this page